Школьная медиация

Медиация (от лат. mediare - посредничать) - форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника). Медиация является наиболее мягкой и эффективной формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению.

Медиативный подход основан на диалогичном общении всех сторон. [...]
В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. Однако медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей.
Цисана Шамликашвили,
президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права
Приказ Минобрнауки России “Об утверждении программы подготовки медиаторов”:

Утвердить по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации программу подготовки медиаторов. Программа подготовки медиаторов является дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки. Программа состоит из трёх образовательных программ повышения квалификации: “Медиация. Базовый курс”, “Медиация. Особенности применения медиации”, “Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов”.

Письмо Минобрнауки РФ “О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации”:

Применение метода школьной медиации обеспечивает

создание безопасного пространства, в котором даже очень сложные конфликты могут быть урегулированы конструктивно: не только без деструктивных проявлений агрессии, моральных и материальных потерь, но и с перспективами личностного, социального и духовно-нравственного роста

формирование у сотрудников и учащихся базовых умений, необходимых для организации безопасного пространства в воспитательно-образовательной среде

Овладение методом школьной медиации

способствует совершенствованию коммуникативных способностей, формированию культуры поведения в конфликте

позволяет эффективно разрешать разнонаправленные разногласия и споры между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса

способствует предупреждению возникновения и эскалации споров, конфликтов, насильственных проявлений, в том числе межэтнических, межконфессиональных и др.

создаёт условия для предотвращения асоциальных форм поведения трудных детей и подростков, коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей

позволяет предотвращать развитие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)
способствует сохранению межпоколенческих связей и улучшению качества взаимодействия в семье, в образовательном пространстве, в обществе