Начало занятий по человековедению
для дошкольников СДЦ "Юго-Запад"

1.06.2022

Елена Паршакова,
психолог РОО "Нравственное поколение"

Я вслед за коллегами начинаю публиковать серию постов о применении психолого-педагогического подхода «Человековедение» в ГБУ «Спортивно-досуговый центр "Юго-Запад"» г. Москвы, где я работаю с декабря 2021 года. Два раза в неделю я провожу психологические занятия для детей 3-5 лет по программе «Город Волшебников».

Малыши в этом возрасте часто не могут справиться со своими эмоциями: капризничают, если им
что-то не нравится, закатывают истерику и не могут успокоиться. Дошколятам необходимо помогать в том, чтобы они учились определять свои эмоциональные состояния, понимать, что они означают. Родителям в этом также очень важна помощь психологов.

Сегодня я расскажу о первом занятии по человековедению, на котором дети начали знакомство с собственным внутренним миром, миром чувств и эмоций. Я помогла малышам получить представление о том, какие чувства бывают у человека, и понять, что каждый может научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Ребята заинтересовались этой темой, захотели узнать о ней больше.

Наши уроки длятся 30 минут и проходят в игровой форме, ведь игра для дошкольников является ведущим видом деятельности. Уточню, что подход «Человековедение» включает в себя классические и передовые достижения в педагогике и психологии, в том числе в области эмоционального и морально-психологического развития ребёнка. Более полно эта тема описана в «Модели гармоничного развития человека» (ссылка ниже). Приведу отрывок из этого материала:
«Игра очень важна для развития ребёнка 3-7 лет, т. к. формирует инициативу, творчество, ребёнок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Безусловная любовь и поддержка близких, смелость и решительность родителей в работе с ребёнком по освоению универсальных законов построения гармоничных взаимоотношений способствуют формированию у ребёнка (3 – 7 лет) навыка самостоятельности и адекватности в проживании всех категорий чувств и эмоций». Я как психолог помогаю родителям в решении этой непростой задачи.

13 декабря на наше первое занятие привели двух девочек трёх лет и мальчика пяти лет. Сначала я рассказала о себе и о человековедении - науке, которая помогает узнать, как устроен внутренний мир человека, как строить гармоничные отношения с близкими и всеми окружающими.
Я предложила детям познакомиться друг с другом: назвать свои имена, возраст, рассказать, чем они увлекаются, перечислить членов своей семьи, - все справились с заданием хорошо.
Затем я показала малышам карту «Города волшебников» и кратко рассказала о темах, которые мы будем изучать. Я объяснила, что «Город волшебников» назван так неслучайно, ведь ребята - как настоящие волшебники - смогут научиться управлять своими эмоциями, разрешать конфликты, а главное, они научатся заботиться о других людях, понимать других, помогать им.
Маленьким участникам программы было интересно узнать, что на карте каждая тема обозначена как своеобразная достопримечательность города или станция, дети обрадовались, что мы обязательно посетим их все во время наших путешествий. Когда я спросила малышей, какая тема их заинтересовала, на какие станции они хотят отправиться в первую очередь, все трое назвали темы злости и обиды. Я объяснила, что внутри каждого человека есть все чувства - не только лёгкие, но и тяжёлые. В таких чувствах, как злость, обида (а также страх, грусть и т. д.) есть важный смысл, который мы будем изучать.

Забирая детей по окончании занятия, мамы сказали, что рады запуску нашей программы, где малышей обучают, как гармонично проживать чувства и эмоции, так как родителям бывает трудно помочь детям справиться с эмоциями, да и им самим справляться с эмоциями бывает непросто, ведь они сильно устают на работе и дома, а нужно заботиться ещё и о старшем (младшем) ребёнке.
И, конечно, родителям не хватает информации о том, как конструктивно справляться с эмоциями. Я часто слышу от родителей слова сожаления, что такого предмета нет в школьной программе.

Одна из важнейших проблем образования состоит в том, что обучение детей свелось во многом к передаче академических знаний, задача воспитания в системе образования много лет официально не ставилась и была названа в «Законе об образовании в РФ» ключевой лишь в 2020 году. Сейчас школы столкнулись с проблемой, как проводить воспитательную работу в рамках образовательного процесса, и находятся в поиске её решения.

Сегодня воспитание детей лежит в основном на родителях, но эту ситуацию необходимо изменить. Воспитание подрастающих поколений - задача государственной важности, поэтому ответственность за воспитание прежде всего должно нести государство. Процесс воспитания должен иметь научный подход, осуществляться в первую очередь через систему образования и способствовать тому, чтобы педагоги, психологи, администрация образовательных учреждений, родители и другие члены семьи действовали в едином ключе, то есть опирались на единые принципы воспитания. Когда воспитательная функция будет реализовываться в первую очередь государством, родители смогут получать поддержку со стороны специалистов в достаточной степени, чтобы успешно выполнять собственную роль в воспитании.

Подход «Человековедение» позволяет педагогам и родителям успешно выстроить взаимодействие друг с другом для решения этой задачи. Я поддерживаю контакт с родителями, держу их в курсе того, что мы делаем с ребятами на наших уроках, и даю необходимые рекомендации. На данный момент, когда мы занимаемся уже полгода (сейчас в нашей группе 7 человек: 4 девочки трёх лет и 3 мальчика - трёх, четырёх и пяти лет), родители видят результаты нашей работы. По словам родителей, раньше дети даже не понимали, что такое правила, поэтому не слушались взрослых и часто были просто неуправляемыми. Сейчас они уже знают, что правилам нужно следовать, и соблюдают их с готовностью, а если кто-то в группе их нарушает, то после моего замечания сразу же перестаёт это делать, включается в работу, концентрируется на теме и активно выполняет задания. А главное, ребята по-другому ведут себя дома: слушаются родителей (и других взрослых), быстро успокаиваются, понимают, что означает «можно» и «нельзя».

Такая подготовка дошкольникам очень полезна и в дальнейшем может стать для них большой поддержкой в преодолении возникающих трудностей и конфликтов.
Я считаю принципиально важным, чтобы психолого-педагогический подход «Человековедение» применяли во всех образовательных учреждениях: не только в системе дошкольного и школьного образования (в том числе в досуговых центрах, детских лагерях, оздоровительных учреждениях), но и после школы – в системе среднего и высшего профессионального образования. Это позволит реализовать принцип непрерывности в реализации программ по человековедению на разных ступенях образования, чтобы у выпускников колледжей и вузов была возможность помимо профессиональных знаний получать (и регулярно обновлять) знания и навыки, необходимые для полноценной реализации человеком своего потенциала во всех сферах жизни.
Все новости