Главная - "Воспитание чувства общности. Теория А. Адлера"

Воспитание чувства общности. Теория А. Адлера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

иным действиям врождённый социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества.

Суть этого взгляда, нашедшего своё выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение "социальный интерес" происходит от немецкого слова "Gemeinschaftsgefuhl" – термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде "социального чувства", "чувства общности" или "чувства солидарности". Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство отождествления с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Давая собственную характеристику социального интереса, А. Адлер отмечает следующее: «Когда мы говорим, что это чувство, мы, конечно, имеем на это право. Но это больше, чем чувство, это форма жизни… Я не могу дать ему совершенно однозначное определение, но у одного английского автора я нашёл высказывание, которое точно выражает то, чем мы могли бы дополнить наше объяснение: «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Мне кажется, что пока это допустимое определение того, что мы называем чувством общности».

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врождёнными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врождённым склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и даёт результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребёнка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребёнок объясняет поведение матери.

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребёнка с матерью, её задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребёнке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений – качеств, которые Адлер считал тесно переплетёнными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребёнку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и даёт возможность матери воспитывать у своего ребёнка социальный интерес. Её нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребёнка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребёнка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, её дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществлёнными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребёнка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным (как личность с личностью, при сохранении правильной иерархии в семье) и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчуждённость родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе.

Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное превосходство, а не социальное.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребёнка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдаёт исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре, в конце концов, проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья

Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на "барометр нормальности" – показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к совершенству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не всё в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят её своим современникам и даже тем, кто ещё не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.

Сотрудничество

Один из важных аспектов социального интереса - формирование способности сотрудничать. Недостаток взаимодействия и, в результате, чувство собственной несостоятельности и недовольства жизнью есть корень всех невротических или неадаптивных жизненных стилей.

Адлер был убеждён в том, что, взаимодействуя друг с другом, люди вместе в состоянии быстрее и успешнее преодолеть собственную неполноценность, чем действуя поодиночке. «Если человек взаимодействует с другими, — писал Адлер, — он никогда не станет невротиком». Те, кто внёс наибольший вклад в развитие человечества, всегда были наиболее кооперативными личностями, и работа величайших гениев всегда была направлена на пользу общества: «Людьми, которые действительно умеют встречать и решать свои жизненные проблемы, являются только те, кто стремится обогащать остальных, те, кто движется вперёд по пути, несущему пользу другим».

 

Список литературы

Немов Р. С. Общая психология. Теории личности

Robert Frager, James Fadiman. Альфред Адлер и индивидуальная психология

Хьелл Л. А., Зиглер Д. Дж. Теории личности

Альфред Адлер (1870-1937) - австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии.

Концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера – это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми.

Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теория Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было подчёркнуто, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями: людей побуждает к тем или

© 2017 - 2020

РОО "Нравственное поколение". 

Телефон: +7 (977) 804-93-97

+7 (977) 395-90-49

Email: info@npokoleniye.ru

105082, Москва,

ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 10, подъезд 17, офис 103 Д

  • White Vkontakte Icon