Трансформация взглядов А. Маслоу
на тему мотивации и потребностей человека

Во всём мире американского психолога А. Маслоу (1908 – 1970) знают в первую очередь как автора «пирамиды потребностей», в которой он представляет иерархическую систему мотивов поведения человека. Эта пирамида неоднократно становилась причиной ожесточённых споров психологов, маркетологов и менеджеров – мол, в реальных условиях пирамида не работает, и каждая из этих потребностей не может быть удовлетворена в полной мере, чтобы можно было переходить к следующей. На самом деле все эти споры безосновательны – всё дело в том, что никакой пирамиды Маслоу не рисовал.


Он действительно занимался изучением иерархии потребностей человека, но пирамида впервые появилась в 1970-х гг. в работах его последователей и популяризаторов как сильно упрощённое и схематичное изображение результатов исследований знаменитого психолога. С помощью этой схемы действительно проще объяснить теорию мотивации Маслоу, однако она не сводится к пирамиде. Кроме того, эта иерархия не столь строга и последовательна, как это представлено в пирамиде. Маслоу пишет:

Когда мы говорим об иерархии, может сложиться впечатление, что речь идёт о некой жёстко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтёт сначала удовлетворить более базовую, а, следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным ещё раз подчеркнуть, что потребности и желания человека – не единственные детерминанты его поведения.
А. Маслоу

Трансформация взглядов А. Маслоу на тему мотивации и потребностей человека заслуживает особого внимания.


В книге “Мотивация и личность”, изданной в 1954 г., А. Маслоу утверждает, что “потребности более высокого уровня возникают в сознании индивидуума только после удовлетворения потребностей более низкого уровня”, потому что “человек, обеспокоенный тем, как ему добыть хлеб насущный, не склонен размышлять о “высоких материях”, у него вряд ли возникнет желание погрузиться в изучение геометрии или посвятить себя борьбе за всеобщее и равное избирательное право, его не беспокоит репутация города, страны, в которой он живёт, - он озабочен более насущными вещами. Только удовлетворив, хотя бы частично, свои насущные потребности, он обретает возможность подняться на более высокие уровни мотивационной жизни, стать по-настоящему цивилизованным человеком, задуматься о глобальных проблемах - личностных, социальных, интеллектуальных”.


Но в 1971 г. в книге “Дальнейшие рубежи развития человека”, изданной учениками А. Маслоу после его смерти, включающей в себя статьи, не публиковавшиеся ранее или опубликованные в различных психологических журналах, он так описывает эволюцию своих взглядов:


Основные теории мотивации, которыми руководствуется большинство людей, могут привести к депрессии и цинизму.

Теперь мне ясно, что удовлетворение базовых потребностей представляет собой не достаточное условие, а, скорее, необходимую предпосылку метамотивации. Мне известны люди, в которых очевидная удовлетворённость базовых потребностей сочеталась с “экзистенциальным неврозом”, потерей смысла и ценностей. Похоже, что метамотивация не выступает автоматическим следствием удовлетворения базовых потребностей”.


Поясним, что “глубочайшие, самые подлинные, самые фундаментальные составляющие истинного Я

А. Маслоу называет бытийными (экзистенциальными) ценностями, ориентироваться, опираться на которые является сущностной потребностью, метапотребностью личности. Следствием депривации метапотребностей являются психические расстройства, болезни и патологии (метапатологии), которые снижают потенциал человека, в то время как “осуществление бытийных ценностей повышает или осуществляет человеческий потенциал”.


Если в начале своей научной деятельности А. Маслоу стоял на позициях бихевиоризма, то будучи зрелым учёным на склоне лет, он назвал бихевиористские и позитивистские теории “скудоумно ограниченными антитеориями”, негативно влияющими на мировоззрение общества и особенно на формирование системы ценностей подрастающих поколений, в то время как, по его мнению, “"высшие” ценности, духовная жизнь, высшие стремления человечества... представляют собой полноправный предмет научного рассмотрения и исследования”.

"Дальнейшие рубежи развития человека", 1971 г.

Метапатологии среди живущей в достатке и избалованной молодёжи происходят отчасти из-за депривации внутренних ценностей, фрустрированности «идеализма» в результате разочарованности обществом, которое им (ошибочно) кажется мотивированным лишь низшими, животными, материалистическими потребностями.
Из данной теории метапатологии вытекает следующее легко поддающееся проверке предположение: я считаю, что значительная доля социальной патологии среди обеспеченных людей (уже удовлетворивших свои потребности более низкого порядка) есть следствие нехватки внутренних ценностей.

Иными словами, плохое поведение обеспеченных, привилегированных, удовлетворённых в своих базовых потребностях школьников и студентов во многом обусловлено фрустрацией «идеализма», столь часто присущего молодым. Моя гипотеза заключается в том, что подобное поведение может быть результатом сочетания продолжающихся поисков чего-то, во что бы можно было верить, с озлобленностью, вызванной разочарованием. (У некоторых молодых людей я иногда обнаруживал полное отчаяние или чувство безнадёжности, связанные с сомнением в самом существовании подобных ценностей.)
Тотальный культурный детерминизм и по сей день служит официальной, ортодоксальной доктриной значительной, а то и большей части социологов и антропологов. Данная доктрина не только отрицает наличие у человека высшей мотивации, но и катастрофически близко подходит к отрицанию «человеческой природы» вообще.

Экономисты — не только на Западе, но и на Востоке — в основе своей материалистичны. В отношении экономической «науки» мы вынуждены решительно констатировать, что она в целом представляет собой умелое, буквальное, техническое применение совершенно ложной теории человеческих потребностей и ценностей, теории, признающей лишь существование потребностей более низкого порядка, материальных потребностей.
А. Маслоу

Поэтому будет справедливым полагать, что с точки зрения А. Маслоу духовность потенциально заложена в каждом человеке и связана с реализацией высших, бытийных человеческих потребностей:

потребность в осмысленном труде, потребность в стремлении к идеалу, в ответственности, в творчестве, в справедливости, в том, чтобы делать то, что приносит пользу, и в том, чтобы делать это хорошо... Безответственные и замкнутые только на самого себя люди представляют сегодня большую угрозу, чем когда-либо в человеческой истории”; “если бы мы приняли в качестве главной цели образования пробуждение и осуществление бытийных ценностей... мы бы пришли к колоссальному расцвету нового типа цивилизации. Люди стали бы сильнее, здоровее и в большей мере взяли бы свою жизнь в собственные руки. Благодаря повышенной личной ответственности за свою жизнь и рациональному набору ценностей, управляющих производимыми выборами, люди начали бы активно изменять общество, в котором живут. Движение к психологическому здоровью представляет собой тем самым движение к духовному миру и социальной гармонии".


___________

Вслед за А. Маслоу и многими, многими философами, психологами, педагогами, писателями, научными и общественными деятелями мы считаем, что главной причиной таких деструктивных проявлений, как психическое неблагополучие, алкогольная и наркотическая зависимости, депрессия, агрессивное, рискованное и суицидальное поведение, преступность среди подростков и в обществе в целом, являются не экономические и технологические, а именно экзистенциальные проблемы: отсутствие смысла жизни, отсутствие планов на будущее, отсутствие идеалов.


Добавим, что наряду с отсутствием глубокого понимания смысла жизни, наряду с отсутствием высоких жизненных целей на благо общества, у молодых людей, как и во всём обществе, отсутствуют знания и навыки построения гармоничных межличностных взаимоотношений, а именно навыки сотрудничества, коммуникативные навыки, навыки эмоционального интеллекта и навыки разрешения конфликтов.


___________


Использованы материалы портала “Культурология.рф” (kulturologia.ru)

Примирительные процедуры в школе: технология школьной медиации
Галина
Сурдуляк-Серебренникова
Кейс: медиативный подход в работе со сложными случаями в семьях
Александр
Сурдуляк-Серебренников