Новости организации

Кейс: работа с семьёй, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (ч.3)

Продолжаем серию статей о применении психолого-педагогического подхода “Человековедение” в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Александр Сурдуляк-Серебренников, заместитель директора РОО “Нравственное поколение”, психолог, медиатор, в 2020 - 2021 гг. работал в московской Службе медиации Центра поддержки семьи и детства “Планета Семьи”. Статьи опубликованы в 2020 году, на данный момент Александр работает психологом в компании “Теледоктор 24” Европейской Юридической Службы.

Друзья, продолжаю историю подростка, который оказался в сложной ситуации с учёбой. Так как в период пандемии коронавируса мы находимся на удалёнке, вся работа с мальчиком, его семьёй, администрацией школы, учителями, репетиторами и комиссией по делам несовершеннолетних ведётся по телефону.

На момент написания статьи достигнуты следующие результаты: учителя и администрация школы поддержали семью, ребёнка не оставляют на повторное обучение, отец кардинально пересмотрел свой подход в воспитании сына, сделан ряд шагов по разрешению конфликта с матерью, она принимает участие в оплате репетиторов, мальчик занимается самостоятельно и с преподавателями, чтобы осенью получить аттестацию по всем предметам за пропущенный год, с домашнего обучения он переходит на очное, налажен его распорядок дня, отрегулировано взаимодействие с гаджетами.

Вчера я провёл очередную консультацию с отцом мальчика. По завершении беседы он сказал, что впервые за четыре месяца нашей работы почувствовал твёрдую веру в то, что он сможет помочь своему сыну с учёбой и что его сын сможет справиться с этой проблемой, которая до сих пор казалась и отцу, и сыну невероятно сложной.

Может возникнуть закономерный вопрос: "А разве он не верил в это на протяжении всех четырёх месяцев? А за счёт чего тогда он вообще всё это время действовал, где находил силы и мотивацию, как удалось добиться таких результатов?" Мой клиент, конечно, верил, но верил скорее в специалиста, который может каким-то волшебным образом воздействовать на него самого, его сына, бывшую жену, завуча школы и других участников процесса, давать инструкции, выполнение которых каким-то необъяснимым образом приводит к достижению супер-результатов.

Теперь же ему удалось поверить в самого себя, потому что он осознал основной принцип самомотивации, который его реально воодушевляет.
Он так и сказал: "Я понял, в чём магия, я понял, как Вы это делаете, теперь понятно, что мне надо делать, я смог это увидеть. Моему сыну необходимо всё так же объяснить! Я уверен, что если он эту идею поймёт, то у него всегда будет мотивация к учёбе и всегда будет энергия для реализации всех жизненных задач".

Что же мы обсуждали на консультации? В этот раз мы не разбирали очередной конфликт между сыном и отцом, не работали над повышением его педагогической компетенции - мы анализировали тему смысла жизни.

Безусловно, у всех людей есть некое представление о смысле собственной жизни, даже у тех, кто об этом никогда не думал целенаправленно.

Тема смысла жизни является центральной в психолого-педагогическом подходе "Человековедение". Напомню, согласно подходу "Человековедение", смысл жизни человека состоит в том, чтобы реализовывать общечеловеческое Предназначение, а именно изучать универсальные законы построения гармоничных взаимоотношений, опираться на эти законы во всех сферах жизни и помогать в этом другим людям. Попросту говоря, жить по-человечески.

Индивидуальная миссия (главная жизненная задача) - это уникальный способ каждого человека реализовывать общечеловеческое Предназначение на духовно-нравственном уровне (уровень общечеловеческих ценностей), социо-культурном и генетико-биологическом уровнях ценностей, намерений, потребностей. Об этом мы и говорили с отцом подростка.

Обсуждение этой темы помогло человеку понять, как работает то, что раньше казалось ему магией (даже если он воспринимал это как магию профессии психолога): "Теперь я вижу, что, понимая суть Предназначения человека, опираясь в первую очередь на духовно-нравственные ценности, я могу выполнять те задачи социо-культурного и биологического уровней, которые ранее казались мне неосуществимыми".

Понятно, что вся наша предыдущая работа была хорошей подготовкой для такого результата. Понятно также, что моему клиенту предстоит нелёгкий путь по претворению этого нового видения в жизнь, им с сыном придётся хорошенько поработать. Но теперь есть реальный шанс добиться результата, и теперь всё зависит не столько от психолога, сколько от них самих.

Воодушевившись новыми знаниями, отец смог системно организовать учебный процесс для мальчика: составил расписание занятий на всё лето, нашёл репетиторов, установил для сына распорядок дня. В результате действий, предпринятых отцом, подросток стал соблюдать режим: с самого утра занимается учёбой, к своим любимым компьютерным играм приступает только после того как выполнит план по урокам, идёт спать в 23.00, во избежание соблазна нарушить взятое на себя обязательство не играть ночью самостоятельно сдаёт папе клавиатуру от ПК и телефон.

И это тот самый мальчик, который не ходил в школу два года, ночи напролёт играл в компьютерные игры, чуть что устраивал истерики, грозился подать на отца жалобу в органы опеки (за попытки заставить его взяться за учёбу) и регулярно самовольно (это в четырнадцать-то лет!) ездил на родительской машине (в конце концов был пойман полицией).

На данный момент ребёнок занимается с тремя репетиторами: по русскому языку и литературе, математике, английскому; планируют привлечь репетиторов по химии и физике. Биологию, историю, обществознание и географию мальчик изучает самостоятельно, отец контролирует процесс.

Мать и сын не общались друг с другом в течение двух лет из-за серьёзного конфликта. После нескольких консультаций, отдельно с сыном и отдельно с матерью, они возобновили общение, пока по телефону. Бывшие супруги также стали согласовывать свои действия в отношении ребёнка, мать начала помогать отцу деньгами на репетиторов. В дальнейшем планируется совместная работа по разрешению конфликта между членами семьи.

Отец подростка принял решение обсуждать с сыном тему смысла жизни, Предназначения, индивидуальной миссии и уровней ценностей человека.

Статья об итогах работы с семьёй.
Занятия по человековедению