Психолого-педагогическая технология “Человековедение”​

программа воспитания в школах, колледжах и вузах
Реализация проекта "«Человековедение»: единая программа воспитания в школах, колледжах, вузах" - главное направление нашей деятельности. В основу психолого-педагогического подхода «Человековедение» положена концепция воспитания, духовно-нравственного и психологического развития подрастающих поколений, разрабатываемая на протяжении 20 лет командой специалистов (педагогов, психологов, медиаторов) Региональной общественной организации содействия инновациям в педагогике, психологии и медиации “Нравственное поколение” под руководством Галины Сурдуляк-Серебренниковой.​

Благодаря введению в систему образования психолого-педагогической технологии “Человековедение” в долгосрочной перспективе решается проблема сохранения психического здоровья граждан страны, духовно-нравственные ценности становятся основой личности молодых россиян, подрастающие поколения обретают необходимые в современном обществе социально-психологические компетенции, что определяет государственную, культурную и экономическую жизнеспособность общества.

Выпускники школ и вузов, получившие знания и умения по человековедению, со временем существенно помогут обществу в решении таких проблем, как

  • сохранение и укрепление института брака и семьи,
  • уменьшение количества разводов,
  • нравственное воспитание подрастающих поколений,
  • сохранение и укрепление здоровья населения,
  • уменьшение количества детей с инвалидностью,
  • снижение уровня наркомании и алкоголизма,
  • снижение уровня психических заболеваний,
  • улучшение предпринимательского климата
и социально-экономической ситуации в целом,
  • искоренение бедности и нищеты,
  • снижение уровня преступности,
  • повышение культурного уровня общества,
  • создание гражданского общества,
  • улучшение позиции России в мировой науке
  • укрепление международного политического авторитета России.

Психолого-педагогическая технология “Человековедение” - это апробированная практика, которая может послужить мощным инструментом для решения самой актуальной проблемы современного общества.

Предлагаемая идея призвана наполнить реальным, практически ориентированным содержанием деятельность по осуществлению Национального проекта “Образование”, Национального проекта “Демография”, государственной программы “Десятилетие детства” и Национальной социальной инициативы.
Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (методологическая основа ФГОС)
Мы убеждены в том, что для реализации поставленной высокой задачи необходимо разработать программу воспитания школьников и студентов с опорой на единую методологическую основу: так же, как в психологии необходимо разрабатывать единый интегрированный подход к пониманию законов и правил построения межличностных, межгрупповых, межгосударственных взаимоотношений по примеру единого подхода в понимании законов физики, математики, химии, биологии, так и в сфере молодёжной и семейной политики необходимо формировать единый, целостный психолого-педагогический подход к воспитанию и духовно-нравственному развитию подрастающих поколений.

Применение инновационного психолого-педагогического подхода в технологии “Человековедение” позволяет проанализировать причины возникновения таких психических расстройств и девиантного поведения учащихся, как
агрессивное поведение:
  • неуважительное, грубое, вызывающее поведение со сверстниками и взрослыми (одноклассниками, учителями, сотрудниками школы, родителями, членами семьи и др.);
  • детская и подростковая жестокость (проявления физического и психологического насилия);
  • детская и подростковая жестокость по отношению к животным;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ: неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте; проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность);
  • травля (буллинг, моббинг);
  • проблемы полоролевого поведения;
  • преступность и правонарушения несовершеннолетних, в том числе участие в маргинальных молодёжных движениях (АУЕ);

саморазрушающее поведение:
  • уклонение и отказ от учёбы;
  • рискованное поведение (зацепинг, руфинг, селфимания, бодимодификация, употребление табака, алкоголя, наркотиков, выбор экстремальных видов деятельности (в том числе экстремальных видов спорта, хобби) и т. п.);
  • суицидальное поведение (в т. ч. связанное с участием подростков в суицидальных интернет-группах);

зависимое поведение:
  • компьютерная (интернет-) зависимость (болезненная увлечённость компьютерными играми, завышенная значимость виртуального общения, потребность в современных дорогостоящих гаджетах, потребность быть признанным в интернет-сообществах и иметь высокий рейтинг в социальных сетях и т. п.);
  • зависимость от азартных игр;
  • зависимость от табакокурения (в т. ч. электронных сигарет, вейпов и т. п.);
  • токсическая зависимость;
  • алкогольная зависимость;
  • наркотическая зависимость;
  • религиозный фанатизм, сектантство;
  • нарушение психосексуального развития;
  • нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия, голодание).
Психолого-педагогическая технология “Человековедение” способствует формированию у учащихся таких экзистенциальных, общих и специализированных навыков, как

  • психическое здоровье
  • духовно-нравственные навыки
  • смысложизненные ориентации
  • формирование характера
  • осознание предназначения
  • понимание законов и правил построения гармоничных взаимоотношений
  • сотрудничество, навык помощи другим
  • кросскультурность
  • экологическое сознание
  • гражданская позиция, патриотизм
  • способность управлять вниманием
  • рефлексия / саморефлексия
  • эмоциональный интеллект
  • коммуникативная компетентность
  • умение разрешать внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты
  • информационная гигиена, цифровая грамотность,
  • целеустремлённость
  • формирование семьи как ценности
  • работа в команде
  • лидерские навыки
  • креативность
  • стрессоустойчивость
  • ЗОЖ
Инновационность психолого-педагогической технологии “Человековедение” (ППТЧ), отражающей интегрированный подход к воспитанию, складывается из нескольких составляющих:

1) разработан уникальный психолого-педагогический подход, который позволяет обучить учащихся тому, как конструктивно и продуктивно ОБХОДИТЬСЯ С “ТЁМНЫМИ” СТОРОНАМИ ЖИЗНИ, что стало особенно актуально в современном VUCA-(BANI-)мире:

- конфликтами, враждебным отношением (в семье, группе, коллективе),
- тяжёлыми чувствами и эмоциями (страхом, бессмысленностью, бессилием, несправедливостью, гневом, болью, обидой, стыдом, виной, скорбью, печалью, разочарованием и др.),
- трудными жизненными ситуациями (развод родителей, сложносоставная или неполная семья (если родители в разводе и / или в повторном браке, в том числе при наличии братьев / сестёр и других членов семейной системы от повторного / предыдущего брака родителей), потеря близких, тяжёлое заболевание, в том числе у кого-то из близких, и др.);

2) ППТЧ предоставляет педагогам в школе, школьным психологам, родителям учеников, преподавателям в колледжах и вузах, социальным работникам, взаимодействующим с детьми и подростками, инструментарий, который позволяет обучить учащихся конструктивным моделям построения отношений
- с родителями и другими членами семьи,
- со старшими,
- со сверстниками,
- с младшими,
- с друзьями,
- с противоположным полом,
- с преподавателями,
- со всеми окружающими,
- с самим собой,
- с миром;

3) ППТ “Человековедение” помогает таким образом повлиять на социальную ситуацию развития школьников, чтобы стало реально возможным осуществить задачу воспитания, то есть, как сказано в “Законе об образовании РФ”, осуществить “деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде”;

4) методологическая база ППТЧ создана с опорой
- на историю педагогики, школьную педагогику, педагогическую инноватику, педагогическую аксиологию, возрастную и общую психологию, акмеологию, конфликтологию,
- на отечественные, зарубежные классические и передовые психотерапевтические направления и методы: психодинамическое направление, когнитивную психологию, экзистенциальную психологию, экзистенциально-деятельностную психологию, гештальт-психологию, травматерапию, системную семейную терапию, системную сексуальную терапию, процессуальную терапию, телесно-ориентированную терапию, арт-терапию, краткосрочную позитивную психотерапию, системное развитие организаций, системный коучинг, системную медиацию и др.

Статьи о применении психолого-педагогического подхода "Человековедение"
в образовательных и социальных учреждениях Москвы и Московской области