© 2017 - 2019

РОО "Нравственное поколение". 

Телефон: +7 (977) 804-93-97

+7 (977) 395-90-49

Email: info@npokoleniye.ru

105082, Москва,

ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 10, подъезд 17, офис 103 Д

  • White Vkontakte Icon

ПРОГРАММА

повышения квалификации

“Профилактика и коррекция зависимого поведения

среди детей, подростков и молодёжи в образовательной среде.

Инновационный психолого-педагогический подход.”

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 

1.1. Цель реализации программы

 

Целью программы является формирование уникальных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребёнка в современной информационно-образовательной среде для решения задач профилактики и коррекции зависимого поведения детей, подростков и молодёжи.

 

Задачи программы:

  • организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением в условиях внедрения ФГОС

  • анализ аспектов многоплановой и многоуровневой проблемы развития и становления подростка в современном обществе

  • анализ традиционного подхода к проблеме  зависимого поведения среди детей, подростков и молодёжи

  • анализ с точки зрения инновационного подхода причин возникновения зависимого поведения:

- компьютерной (интернет-) зависимости (болезненной увлечённости компьютерными играми, завышенной  значимости виртуального общения, потребности в современных дорогостоящих гаджетах, потребности быть  признанным в  интернет-сообществах и иметь высокий рейтинг в социальных сетях и т. п.)

- зависимости от азартных игр 

- зависимости от табакокурения (в т. ч. электронных сигарет, вейпов и т. п.)

- токсической зависимости

- алкогольной зависимости

- наркотической зависимости

- религиозного фанатизма, сектантства

- нарушения психосексуального развития

- нарушения пищевого поведения (булимии, анорексии, голодания) и др.

  • общие принципы профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних в условиях образовательной организации

  • инновационные стратегии психолого-педагогической поддержки учащихся, направленные на профилактику и коррекцию зависимого поведения в образовательных учреждениях

  • инновационный подход к проблеме созависимости

  • приёмы оказания кризисной психологической помощи

  • приёмы повышения коммуникативной и конфликтологической компетентностей субъектов образовательного процесса

  • поиск ресурсов и путей повышения психоэмоционального благополучия современных детей, подростков, молодёжи,           а также всех участников образовательного процесса

  • инновационный подход к проблеме синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) педагогов

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа раздела, дисциплины (модуля) программы повышения квалификации

 

Тема 1. Введение. Специфические условия проведения психолого-педагогической работы  по профилактике и коррекции зависимого поведения среди детей, подростков, молодёжи в современной образовательной среде.

  1. Цели психолого-педагогической работы в современной информационно-образовательной среде.

  2. Классики философии, педагогики, психологии, современные учёные-практики о процессе воспитания и инновационный подход к задаче (проблеме) воспитания и духовно-нравственного развития детей, подростков, молодёжи.  

  3. Традиционный подход к проблеме зависимого поведения. Основные понятия: “зависимость”, “созависимость”, “зависимое (аддиктивное) поведение”, “виды аддиктивного поведения”, “реабилитация зависимых”, “ремиссия”, “трезвость”, “Программа "12 шагов" для анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов” и др.

  4. Определение понятий: “воспитание”, “духовность”, “нравственность”, “духовно-нравственное развитие”, “самосовершенствование”, “мировоззрение”, “смысложизненные ориентации”, “гармоничные отношения”, “законы и правила построения гармоничных взаимоотношений”, “проблема”, “конфликт”, “эмоциональный интеллект”, “эмпатия”, “психолого-педагогическое сопровождение”.

  5. Инновационный подход к развитию психоэмоциональной сферы личности в психолого-педагогической работе по профилактике и коррекции зависимого поведения в образовательном учреждении. Внутриличностный эмоциональный интеллект. Межличностный эмоциональный интеллект.

  6. Анкетирование как эффективный инструмент психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции зависимого поведения.

  7. Правила индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы (инструменты эффективного взаимодействия       в учебном / рабочем коллективе, тренинговой группе). Этика групповой тренинговой работы. Приёмы повышения коммуникативной компетентности.

  8. Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с зависимым поведением в условиях внедрения ФГОС.

 

Тема 2. Инновационный подход к воспитанию, обеспечивающий эффективность психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции зависимого поведения детей, подростков, молодёжи. Часть 1. 

  1. Возможности и инструменты влияния педагогов, психологов, родителей на формирование смысложизненных ориентаций учащихся. Ответственность коллектива образовательного учреждения за развитие ценностно-моральной сферы личности ребёнка.

  2. Инструменты профилактики и коррекции зависимого поведения:

  • “«Триединая модель мозга человека» в психологии”,

  • “Универсальные законы и правила построения гармоничных взаимоотношений”,

  • “Законы (правила, нормы, традиции, ритуалы, обычаи, нормы этикета и т. п.), существующие в различных социальных системах”,

  • “Законы биологических систем в иерархии законов и правил социума”,

  • “«Защита», «адаптация», «сотрудничество» как основные функции психики (на уровнях сознания и подсознания), находящие отражение в поведении и поступках”,

  • “Уровни потребностей, ценностей и интересов человека (группы, общества)”.

 

Тема 3. Инновационный подход к воспитанию, обеспечивающий эффективность психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции зависимого поведения детей, подростков, молодёжи. Часть 2.

  1. Анализ зависимого поведения как сложного, комплексного, системного явления. Созависимое поведение.

  2. Инструменты профилактики и коррекции зависимого поведения:

  • “Порядок ключевых аспектов процесса построения гармоничных взаимоотношений в социуме”,

  • “Этапы развития процесса взаимоотношений; психологические закономерности протекания каждого этапа”,

  • “Алгоритм реализации поставленной цели (задачи) / Алгоритм решения возникшей (существующей) проблемы”,

  • “Чувства и эмоции. Инновационный подход к вопросу психологии эмоций”.

 

Тема 4. Инновационный подход к урегулированию конфликтов в работе по профилактике и коррекции зависимого поведения детей, подростков и молодёжи.

  1. Традиционное понимание конфликта. “Модель эскалации конфликтного противодействия Ф. Глазла”. “Треугольник Карпмана”. “Пять стратегий поведения в конфликте. Методика Томаса-Килмана”.

  2. Инновационный подход к разрешению конфликтов:

  • “Конфликт. Отличие конфликта от проблемы. Межличностный (межгрупповой) конфликт. Внутриличностный конфликт. Конфликтная компетентность; конфликтологическая компетенция;  конфликтологическая компетентность”,

  • “Принцип равной «психологической ответственности» участников конфликта”,

  • “Принципы восстановительной медиации в работе по профилактике и коррекции зависимого поведения”,

  • “17 шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны” (по А. Я. Анцупову),

  • “Способы конструктивного проживания и выражения чувств и эмоций как инструмент эффективного разрешения конфликтов в работе по профилактике и коррекции зависимого поведения”.

 

Тема 5. Просвещение подрастающих поколений в сфере построения гармоничных взаимоотношений как неотъемлемая составляющая психолого-педагогической работы с детьми, подростками, молодёжью в современной информационной среде.

  1. Просветительская деятельность педагогов, психологов и родителей - залог осознанного выбора ребёнком источников информации (в том числе СМИ) на основе нравственной позиции и понимания реальной пользы получаемой информации для своего здоровья, успешного обучения и духовно-нравственного развития.

  2. Конструктивная позиция педагога (психолога, родителей) в отношении деструктивного контента интернет-ресурсов         (и других СМИ). 

  3. “Модель гармоничного развития человека”.

  4. Психологические закономерности и механизмы возникновения физических симптомов, заболеваний и зависимостей (психосоматика).

  5. Отсутствие освещения темы сексуального развития (формирование полоролевого поведения, принципы конструктивного взаимодействия с противоположным полом в детском, подростковом и юношеском возрасте (в т. ч. “принцип своевременности”)) в процессе воспитания (а также ситуации, связанные с нарушением физических и психоэмоциональных границ личности (сексуальное насилие, насилие в семье)) как фактор, провоцирующий зависимое поведение. Вопрос ответственности родителей, педагогов, психологов за процесс формирования мировоззренческой позиции ребёнка в сфере взаимоотношения полов, определяющей его осознанный,  конструктивный выбор в сложных жизненных ситуациях.

  6. Вопрос ответственности родителей, педагогов, психологов за процесс формирования мировоззренческой позиции ребёнка в сфере гармоничного развития личности (и общества), определяющей его осознанный выбор здорового образа жизни.

  7. Инновационный подход к проблеме синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) педагогов.

 

Тема 6. Особенности социальной ситуации развития детей и подростков в условиях современного общества: взаимоотношения в семье.

  1. Многоплановый комплекс условий современного социума, в котором происходит процесс формирования семьи и развития внутрисемейных отношений, глазами ребёнка (подростка).

  2. Инновационный подход к оценке влияния социального и семейно-бытового факторов на психоэмоциональное состояние ребёнка в работе по профилактике и коррекции зависимого поведения.

  3. Принципы взаимодействия педагогов и психологов с детьми, имеющими  нарушенные отношения с родными в сложносоставных и / или неполных семьях (детьми, родители которых в разводе и / или в повторном браке, в том числе при наличии братьев / сестёр и других членов семейной системы от повторного / предыдущего брака родителей). Принципы создания семейной команды.

  4. Роль педагогов и психологов в формировании осознанного и ответственного отношения ребёнка к своей семейной системе вне зависимости от социальных и семейно-бытовых факторов.

 

Тема 7. Стратегии оказания кризисной психологической помощи в образовательных учреждениях.

  1. Инновационный подход к формированию коммуникативной компетентности у всех участников образовательного процесса.

  2. Принципы работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации.

  3. Подготовка педагогов, психологов к работе с детьми и подростками с зависимым поведением.

  4. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Лозовая Г. В.).

  5. Групповая и индивидуальная психологическая помощь субъектам образовательной среды в ситуациях проявления зависимого поведения.

  6. Профилактические меры по предотвращению зависимого поведения в образовательных организациях.

 

Тема 8. Технологии разработки тематических анкет, техник, упражнений по профилактике и коррекции зависимого поведения детей, подростков и молодёжи.

  1. Анкеты.

  2. Техники (“алгоритмы”) коррекционной (терапевтической) работы.

  3. Индивидуальные и групповые упражнения.

  4. Дидактический материал. Учебно-методические пособия.

  5. Вопросы. Итоговая аттестация. Вручение сертификатов.