© 2017 - 2019

РОО "Нравственное поколение". 

Телефон: +7 (977) 804-93-97

+7 (977) 395-90-49

Email: info@npokoleniye.ru

105082, Москва,

ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 10, подъезд 17, офис 103 Д

  • White Vkontakte Icon

ПРОГРАММА

повышения квалификации

“Применение в образовательных учреждениях инновационного

психолого-педагогического подхода

с целью профилактики и коррекции агрессивности и насилия

среди детей, подростков и молодёжи”

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 

1.1. Цель реализации программы

 

Целью программы является формирование уникальных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребёнка в современной информационно-образовательной среде для решения задач профилактики и коррекции агрессивности и насилия среди детей, подростков, молодёжи и предупреждения преступности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Задачи программы:

  • организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением в условиях внедрения ФГОС

  • анализ аспектов многоплановой и многоуровневой проблемы развития и становления подростка в современном обществе

  • анализ традиционного подхода к проблеме агрессивности и насилия среди детей, подростков и молодёжи

  • анализ с точки зрения инновационного подхода причин возникновения агрессивного поведения:

- неуважительного, грубого, вызывающего поведения со сверстниками и взрослыми (одноклассниками, учителями,    сотрудниками школы, родителями, членами семьи и др.)

- детской и подростковой жестокости (проявлений физического и психологического насилия)

- детской и подростковой жестокости по отношению к животным

- травли (буллинга, моббинга)

- нарушения сексуального развития

- преступности и правонарушений несовершеннолетних

  • общие принципы профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних в условиях образовательной организации

  • инновационные стратегии психолого-педагогической поддержки учащихся, направленные на профилактику и коррекцию агрессивности и насилия в образовательных учреждениях и предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних

  • приёмы оказания кризисной психологической помощи

  • приёмы повышения коммуникативной и конфликтологической компетентностей субъектов образовательного процесса

  • поиск ресурсов и путей повышения психоэмоционального благополучия современных детей, подростков, молодёжи, а также всех участников образовательного процесса

  • инновационный подход к проблеме синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) педагогов

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа раздела, дисциплины (модуля) программы повышения квалификации

 

Тема 1. Введение. Особенности организации психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения среди детей, подростков, молодёжи в образовательном учреждении.

  1. Классики философии, педагогики, психологии, современные учёные-практики о процессе воспитания и инновационный подход к задаче (проблеме) воспитания и духовно-нравственного развития.  

  2. Традиционный подход к проблеме агрессивного поведения детей, подростков и молодёжи. Основные понятия: “агрессивность”, “агрессия”, “насилие”, “жестокость”, “агрессивное поведение”, “виды агрессии”, “травля” (“буллинг”, “моббинг”), “виктимное поведение”, “преступность”, “преступное поведение”, “правонарушение”,  и пр.

  3. Определение понятий: “воспитание”, “духовность”, “нравственность”, “духовно-нравственное развитие”, “многогранность личности”, “самосовершенствование”, “мировоззрение”, “смысложизненные ориентации”, “гармоничные отношения”, “законы и правила построения гармоничных взаимоотношений”, “проблема”, “конфликт”, “эмоциональный интеллект”, “эмпатия”,  “психолого-педагогическое сопровождение”.

  4. Развитие эмоционального интеллекта как одно из основных направлений личностного развития всех участников образовательного процесса в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения. Чувства и эмоции. Инновационный подход к вопросу психологии эмоций.

  5. Правила индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы (инструменты эффективного взаимодействия в учебном / рабочем коллективе, тренинговой группе). Этика групповой тренинговой работы. Приёмы повышения коммуникативной компетентности.

  6. Применение метода анкетирования в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения.

  7. Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с агрессивным и виктимным поведением в условиях внедрения ФГОС.

 

Тема 2. Инновационный подход к воспитанию, обеспечивающий эффективность психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей, подростков и молодёжи. 

  1. Развитие ценностно-моральной сферы личности ребёнка. Ответственность родителей и психолого-педагогического коллектива образовательного учреждения за процесс формирования моральной компетентности учащихся.

  2. Инструменты профилактики и коррекции агрессивного поведения:

  • “Законы биологических систем в иерархии законов и правил социума”,

  • “Законы (правила, традиции, обычаи, ритуалы, нормы и т. п.), существующие в различных социальных системах”,

  • “Универсальные законы и правила построения гармоничных взаимоотношений”,

  • “Способы взаимодействия с самим собой, с другими, с миром на уровне сознания и на уровне подсознания: «защита», «адаптация», «сотрудничество»”,

  • “Уровни потребностей, ценностей и интересов человека (группы, общества)”,

  • “Принципы гармоничного целеполагания”,

  • “Порядок ключевых аспектов процесса построения гармоничных взаимоотношений в социуме”.

 

Тема 3. Специфика работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения в образовательном учреждении. Инновационный подход к урегулированию конфликтов.

  1. Традиционное понимание конфликта. “Модель эскалации конфликтного противодействия Ф. Глазла”. “Треугольник Карпмана”. “Пять стратегий поведения в конфликте. Методика Томаса-Килмана”.

  2. Инновационный подход к разрешению конфликтов:

  • “Конфликт. Отличие конфликта от проблемы. Межличностный (межгрупповой) конфликт. Внутриличностный конфликт. Конфликтная компетентность; конфликтологическая компетенция;  конфликтологическая компетентность”,

  • “Принцип равной «психологической ответственности» участников конфликта”,

  • “Принципы восстановительной медиации в работе школьных служб примирения по профилактике и коррекции агрессивного поведения (в т. ч. буллинга, моббинга и др.)”,

  • “17 шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны” (по А. Я. Анцупову),

  • “Способы конструктивного проживания и выражения чувств и эмоций как инструмент эффективного разрешения конфликтов в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения”.

 

Тема 4. Роль воспитания и просвещения подрастающих поколений в сфере построения гармоничных взаимоотношений с социумом и с самим собой в психолого-педагогической работе с детьми, подростками, молодёжью в современной информационной среде.

  1. Просветительская деятельность педагогов, психологов и родителей - залог осознанного выбора ребёнком источников информации (в том числе СМИ) на основе нравственной позиции и понимания реальной пользы получаемой информации для своего здоровья, успешного обучения и духовно-нравственного развития.

  2. Конструктивная позиция педагога (психолога, родителей) в отношении деструктивного контента интернет-ресурсов (и других СМИ).

  3. “Модель гармоничного развития человека”.

  4. Инновационный подход к пониманию причин и факторов психоэмоционального стресса (дистресса), провоцирующих агрессивное поведение.

  5. Отсутствие освещения темы сексуального развития (формирование полоролевого поведения, принципы конструктивного взаимодействия с противоположным полом в детском, подростковом и юношеском возрасте (в т. ч. “принцип своевременности”)) в процессе воспитания (а также ситуации, связанные с нарушением физических и психоэмоциональных границ личности (сексуальное насилие, насилие в семье)) как фактор, провоцирующий агрессивное поведение. Вопрос ответственности родителей, педагогов, психологов за процесс формирования мировоззренческой позиции ребёнка в сфере взаимоотношения полов, определяющей его осознанный,  конструктивный выбор в сложных жизненных ситуациях.

  6. Вопрос ответственности родителей, педагогов, психологов за процесс формирования мировоззренческой позиции ребёнка в сфере гармоничного развития личности (и общества), определяющей его осознанный выбор здорового образа жизни.

  7. Инновационный подход к проблеме синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) педагогов.

 

Тема 5. Особенности социальной ситуации развития детей и подростков в условиях современного общества: взаимоотношения в семье.

  1. Многоплановый комплекс условий современного социума, в котором происходит процесс формирования семьи и развития внутрисемейных отношений, глазами ребёнка (подростка).

  2. Инновационный подход к оценке влияния социального и семейно-бытового факторов на психоэмоциональное состояние ребёнка в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения.

  3. Принципы взаимодействия педагогов и психологов с детьми, имеющими  нарушенные отношения с родными в сложносоставных и / или неполных семьях (детьми, родители которых в разводе и / или в повторном браке, в том числе при наличии братьев / сестёр и других членов семейной системы от повторного / предыдущего брака родителей). Принципы создания семейной команды.

  4. Роль педагогов и психологов в формировании осознанного и ответственного отношения ребёнка к своей семейной системе вне зависимости от социальных и семейно-бытовых факторов.

 

Тема 6. Стратегии оказания кризисной психологической помощи в образовательных учреждениях.

  1. Инновационный подход к формированию коммуникативной компетентности у всех участников образовательного процесса.

  2. Принципы работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации.

  3. Подготовка педагогов, психологов к работе с детьми и подростками с агрессивным поведением, поведением “жертвы”.

  4. Методики измерения критериев буллинга в учебном коллективе: опросник А. Басса и А. Дарки (конформные поведенческие проявления); метод социометрии (Дж. Морено).

  5. Групповая и индивидуальная психологическая помощь (в т. ч. экстренная)  субъектам образовательной среды в ситуациях проявления агрессии (насилия).

  6. Профилактические меры по предотвращению агрессивного поведения и насилия в образовательных организациях.

 

Тема 7. Новые возможности для творческого сотрудничества детей, родителей, учителей и других участников учебно-воспитательного процесса в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения.

  1. Целеполагание. Команда. Сотрудничество. Лидерство. Инновационный подход.

  2. Правила успешного лидерства (в паре, семье, коллективе, обществе).

  3. Компетенции успешного лидера (профессионала, руководителя, помощника, партнёра, друга).

  4. Ответственность как особая компетенция успешного лидера.

  5. Этапы развития процесса взаимоотношений; психологические закономерности протекания каждого этапа.

  6. Алгоритм реализации поставленной цели (задачи) / Алгоритм решения возникшей (существующей) проблемы.

  7. Алгоритм согласования миссии коллектива и миссии каждого члена команды.

  8. Шаги реализации лидерского потенциала: инструменты для выхода на новый уровень во взаимоотношениях с командой.

 

Тема 8. Технологии разработки тематических анкет, техник, упражнений по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей, подростков и молодёжи.

  1. Анкеты.

  2. Техники (“алгоритмы”) коррекционной (терапевтической) работы.

  3. Индивидуальные и групповые упражнения.

  4. Дидактический материал. Учебно-методические пособия.

  5. Вопросы. Итоговая аттестация. Вручение сертификатов.