© 2017 - 2019

РОО "Нравственное поколение". 

Телефон: +7 (977) 804-93-97

+7 (977) 395-90-49

Email: info@npokoleniye.ru

105082, Москва,

ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 10, подъезд 17, офис 103 Д

  • White Vkontakte Icon

ПРОГРАММА

повышения квалификации

 

“Инновационный психолого-педагогический подход

в профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения

детей, подростков и молодёжи в образовательных учреждениях”

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 

1.1. Цель реализации программы

Целью программы является формирование уникальных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребёнка в современной информационно-образовательной среде для решения задач профилактики и коррекции рискованного и суицидального поведения среди детей, подростков и молодёжи.

Задачи программы:

  • организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением в условиях внедрения ФГОС

  • анализ аспектов многоплановой и многоуровневой проблемы развития и становления подростка в современном обществе

  • анализ традиционного подхода к проблеме рискованного и суицидального поведения среди детей, подростков, молодёжи

  • анализ с точки зрения инновационного подхода причин возникновения саморазрушающего поведения:

  • рискованного поведения (зацепинг, руфинг, селфимания, бодимодификация, употребление табака, алкоголя

  • наркотиков, выбор экстремальных видов деятельности (в том числе экстремальных видов спорта, хобби) и т. п.)

  • суицидального поведения (в т. ч. связанного с участием подростков в суицидальных интернет-группах)

  • ​общие принципы профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних в условиях образовательной организации

  • инновационные стратегии психолого-педагогической поддержки учащихся, направленные на формирование устойчивости личности к фрустрирующим жизненным ситуациям

  • приёмы оказания кризисной психологической помощи

  • приёмы повышения коммуникативной и конфликтологической компетентностей субъектов образовательного процесса;

  • поиск ресурсов и путей повышения психоэмоционального благополучия современных детей, подростков, молодёжи, а также всех участников образовательного процесса

  • инновационный подход к проблеме синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) педагогов

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа раздела, дисциплины (модуля) программы повышения квалификации

 

Тема 1. Введение. Специфика и сложности психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения в условиях современной информационно-образовательной среды.

  1. Правила индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы (инструменты эффективного взаимодействия в учебном / рабочем коллективе, тренинговой группе). Этика групповой тренинговой работы. Приёмы повышения коммуникативной компетентности.

  2. Традиционный подход к проблеме рискованного и суицидального поведения детей, подростков и молодёжи. Основные понятия: “тревожность”, “депрессивность”, “суицид”, “суицидальное поведение”, “антивитальные переживания”, “суицидальные намерения /замыслы”, “рискованное поведение” (зацепинг, руфинг, селфимания, бодимодификация, употребление табака, алкоголя, наркотиков, выбор экстремальных видов деятельности (в том числе экстремальных видов спорта, хобби) и т. п.) и пр.

  3. Обоснование необходимости применения в решении проблемы инновационного подхода, дополняющего и обогащающего традиционный подход.

  4. Определение понятий: “воспитание”, “духовность”, “нравственность”, “духовно-нравственное развитие”, “многогранность личности”, “самосовершенствование”, “мировоззрение”, “смысложизненные ориентации”, “гармоничные отношения”, “законы и правила построения гармоничных взаимоотношений”, “проблема”, “конфликт”, “эмоциональный интеллект”, “эмпатия”, “психолого-педагогическое сопровождение”.

  5. Развитие эмоционального интеллекта как одно из основных направлений личностного развития всех участников образовательного процесса в работе по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения. Внутриличностный эмоциональный интеллект. Межличностный эмоциональный интеллект.

  6. Анкетирование как эффективный инструмент психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения.

  7. Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с рискованным и суицидальным поведением в условиях внедрения ФГОС.

 

Тема 2. Инновационный подход к воспитанию, обеспечивающий эффективность психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения детей, подростков и молодёжи. Часть 1.

  1. Вопрос ответственности родителей и психолого-педагогического коллектива образовательного учреждения за процесс формирования смысложизненных ориентаций и развитие моральной компетентности учащихся.

  2. Инструменты профилактики и коррекции рискованного и суицидального поведения:

  • “Структурная модель личности. «Защита», «адаптация», «сотрудничество» как способы взаимодействия с другими, с миром, с самим собой”,

  • “Уровни потребностей, ценностей, интересов человека (группы, общества)”,

  • “Уровни намерений (целей, обязательств)”,

  • “Порядок ключевых аспектов процесса построения гармоничных взаимоотношений в социуме”.

 

Тема 3. Инновационный подход к воспитанию, обеспечивающий эффективность психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения детей, подростков и молодёжи. Часть 2.

  1. Анализ различий и сходства таких явлений, как рискованное поведение подростков и скрытый суицид.

  2. Инструменты профилактики и коррекции рискованного и суицидального поведения:

  • “Сознание и подсознание: ключевые аспекты взаимодействия”,

  • “Этапы развития процесса взаимоотношений; психологические закономерности протекания каждого этапа”,

  • “Алгоритм реализации поставленной цели (задачи) / Алгоритм решения возникшей (существующей) проблемы”,

  • “Чувства и эмоции. Инновационный подход к вопросу психологии эмоций”.

 

Тема 4. Инновационный подход к урегулированию конфликтов в работе по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения детей, подростков и молодёжи.

  1. Традиционное понимание конфликта. “Модель эскалации конфликтного противодействия Ф. Глазла”. “Треугольник Карпмана”. “Пять стратегий поведения в конфликте. Методика Томаса-Килмана”.

  2. Инновационный подход к разрешению конфликтов:

  • “Конфликт. Отличие конфликта от проблемы. Межличностный (межгрупповой) конфликт. Внутриличностный конфликт. Конфликтная компетентность; конфликтологическая компетенция;  конфликтологическая компетентность”,

  • “Принцип равной «психологической ответственности» участников конфликта”,

  • “Принципы восстановительной медиации в работе по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения”,

  • “17 шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны” (по А. Я. Анцупову),

  • “Способы конструктивного проживания и выражения чувств и эмоций как инструмент эффективного разрешения конфликтов в работе по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения”.

 

Тема 5. Роль воспитания и просвещения подрастающих поколений в сфере построения гармоничных взаимоотношений с социумом и с самим собой в психолого-педагогической работе с детьми, подростками, молодёжью в современной информационной среде.

 

  1. Просветительская деятельность педагогов, психологов и родителей - залог осознанного выбора ребёнком источников информации (в том числе СМИ) на основе нравственной позиции и понимания реальной пользы получаемой информации для своего здоровья, успешного обучения и духовно-нравственного развития.

  2. Конструктивная позиция педагога (психолога, родителей) в отношении деструктивного контента интернет-ресурсов (и других СМИ). 

  3. “Модель гармоничного развития человека”.

  4. Инновационный подход к пониманию причин и факторов психоэмоционального стресса (дистресса), провоцирующих рискованное и суицидальное поведение.

  5. Отсутствие освещения темы сексуального развития (формирование полоролевого поведения, принципы конструктивного взаимодействия с противоположным полом в детском, подростковом и юношеском возрасте (в т. ч. “принцип своевременности”)) в процессе воспитания (а также ситуации, связанные с нарушением физических и психоэмоциональных границ личности (сексуальное насилие, насилие в семье)) как фактор, провоцирующий суицидальное поведение. Вопрос ответственности родителей, педагогов, психологов за процесс формирования мировоззренческой позиции ребёнка в сфере взаимоотношения полов, определяющей его осознанный,  конструктивный выбор в сложных жизненных ситуациях.

  6. Вопрос ответственности родителей, педагогов, психологов за процесс формирования мировоззренческой позиции ребёнка в сфере гармоничного развития личности (и общества), определяющей его осознанный выбор здорового образа жизни.

  7. Инновационный подход к проблеме синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) педагогов.

 

Тема 6. Особенности социальной ситуации развития детей и подростков в условиях современного общества: взаимоотношения в семье.

  1. Многоплановый комплекс условий современного социума, в котором происходит процесс формирования семьи и развития внутрисемейных отношений, глазами ребёнка (подростка).

  2. Инновационный подход к оценке влияния социального и семейно-бытового факторов на психоэмоциональное состояние ребёнка в работе по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения.

  3. Принципы взаимодействия педагогов и психологов с детьми, имеющими  нарушенные отношения с родными в сложносоставных и / или неполных семьях (детьми, родители которых в разводе и / или в повторном браке, в том числе при наличии братьев / сестёр и других членов семейной системы от повторного / предыдущего брака родителей). Принципы создания семейной команды.

  4. Роль педагогов и психологов в формировании осознанного и ответственного отношения ребёнка к своей семейной системе вне зависимости от социальных и семейно-бытовых факторов.

 

Тема 7. Стратегии оказания кризисной психологической помощи в образовательных учреждениях.

  1. Инновационный подход к формированию коммуникативной компетентности у всех участников образовательного процесса.

  2. Принципы работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации.

  3. Подготовка педагогов, психологов к работе с детьми и подростками с рискованным и суицидальным поведением.

  4. Выявление (диагностика) суицидального поведения в детском, подростковом и юношеском возрасте (проведение диагностики): опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой), методика “Карта риска суицида” (модификация для подростков Л. Б. Шнайдер).

  5. Тревожность и депрессивность как индикаторы стресса (дистресса) у подростков.

  6. Оказание экстренной психологической помощи суициденту.

  7. Экстренная групповая и индивидуальная психологическая помощь субъектам образовательной среды в ситуации завершенного суицида.

  8. Профилактические меры по предотвращению рискованного поведения и суицидов в образовательных организациях.

 

Тема 8. Технологии разработки тематических анкет, техник, упражнений по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения детей, подростков и молодёжи.

  1. Анкеты.

  2. Техники (“алгоритмы”) коррекционной (терапевтической) работы.

  3. Индивидуальные и групповые упражнения.

  4. Дидактический материал. Учебно-методические пособия.

  5. Вопросы. Итоговая аттестация. Вручение сертификатов.