Главная - Проекты - Программы ДПО - Программа 1
ПРОГРАММА
повышения квалификации
“Инновационный психолого-педагогический подход
в профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения
детей, подростков и молодёжи в образовательных учреждениях”
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы
Целью программы является формирование уникальных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребёнка в современной информационно-образовательной среде для решения задач профилактики и коррекции рискованного и суицидального поведения среди детей, подростков и молодёжи.
Задачи программы:
-
организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением в условиях внедрения ФГОС
-
анализ аспектов многоплановой и многоуровневой проблемы развития и становления подростка в современном обществе
-
анализ традиционного подхода к проблеме рискованного и суицидального поведения среди детей, подростков, молодёжи
-
анализ с точки зрения инновационного подхода причин возникновения саморазрушающего поведения:
-
рискованного поведения (зацепинг, руфинг, селфимания, бодимодификация, употребление табака, алкоголя
-
наркотиков, выбор экстремальных видов деятельности (в том числе экстремальных видов спорта, хобби) и т. п.)
-
суицидального поведения (в т. ч. связанного с участием подростков в суицидальных интернет-группах)
-
общие принципы профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних в условиях образовательной организации
-
инновационные стратегии психолого-педагогической поддержки учащихся, направленные на формирование устойчивости личности к фрустрирующим жизненным ситуациям
-
приёмы оказания кризисной психологической помощи
-
приёмы повышения коммуникативной и конфликтологической компетентностей субъектов образовательного процесса;
-
поиск ресурсов и путей повышения психоэмоционального благополучия современных детей, подростков, молодёжи, а также всех участников образовательного процесса
-
инновационный подход к проблеме синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) педагогов
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа раздела, дисциплины (модуля) программы повышения квалификации
Тема 1. Введение. Специфика и сложности психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения в условиях современной информационно-образовательной среды.
-
Правила индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы (инструменты эффективного взаимодействия в учебном / рабочем коллективе, тренинговой группе). Этика групповой тренинговой работы. Приёмы повышения коммуникативной компетентности.
-
Традиционный подход к проблеме рискованного и суицидального поведения детей, подростков и молодёжи. Основные понятия: “тревожность”, “депрессивность”, “суицид”, “суицидальное поведение”, “антивитальные переживания”, “суицидальные намерения /замыслы”, “рискованное поведение” (зацепинг, руфинг, селфимания, бодимодификация, употребление табака, алкоголя, наркотиков, выбор экстремальных видов деятельности (в том числе экстремальных видов спорта, хобби) и т. п.) и пр.
-
Обоснование необходимости применения в решении проблемы инновационного подхода, дополняющего и обогащающего традиционный подход.
-
Определение понятий: “воспитание”, “духовность”, “нравственность”, “духовно-нравственное развитие”, “многогранность личности”, “самосовершенствование”, “мировоззрение”, “смысложизненные ориентации”, “гармоничные отношения”, “законы и правила построения гармоничных взаимоотношений”, “проблема”, “конфликт”, “эмоциональный интеллект”, “эмпатия”, “психолого-педагогическое сопровождение”.
-
Развитие эмоционального интеллекта как одно из основных направлений личностного развития всех участников образовательного процесса в работе по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения. Внутриличностный эмоциональный интеллект. Межличностный эмоциональный интеллект.
-
Анкетирование как эффективный инструмент психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения.
-
Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с рискованным и суицидальным поведением в условиях внедрения ФГОС.
Тема 2. Инновационный подход к воспитанию, обеспечивающий эффективность психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения детей, подростков и молодёжи. Часть 1.
-
Вопрос ответственности родителей и психолого-педагогического коллектива образовательного учреждения за процесс формирования смысложизненных ориентаций и развитие моральной компетентности учащихся.
-
Инструменты профилактики и коррекции рискованного и суицидального поведения:
-
“Структурная модель личности. «Защита», «адаптация», «сотрудничество» как способы взаимодействия с другими, с миром, с самим собой”,
-
“Уровни потребностей, ценностей, интересов человека (группы, общества)”,
-
“Уровни намерений (целей, обязательств)”,
-
“Порядок ключевых аспектов процесса построения гармоничных взаимоотношений в социуме”.
Тема 3. Инновационный подход к воспитанию, обеспечивающий эффективность психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения детей, подростков и молодёжи. Часть 2.
-
Анализ различий и сходства таких явлений, как рискованное поведение подростков и скрытый суицид.
-
Инструменты профилактики и коррекции рискованного и суицидального поведения:
-
“Сознание и подсознание: ключевые аспекты взаимодействия”,
-
“Этапы развития процесса взаимоотношений; психологические закономерности протекания каждого этапа”,
-
“Алгоритм реализации поставленной цели (задачи) / Алгоритм решения возникшей (существующей) проблемы”,
-
“Чувства и эмоции. Инновационный подход к вопросу психологии эмоций”.
Тема 4. Инновационный подход к урегулированию конфликтов в работе по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения детей, подростков и молодёжи.
-
Традиционное понимание конфликта. “Модель эскалации конфликтного противодействия Ф. Глазла”. “Треугольник Карпмана”. “Пять стратегий поведения в конфликте. Методика Томаса-Килмана”.
-
Инновационный подход к разрешению конфликтов:
-
“Конфликт. Отличие конфликта от проблемы. Межличностный (межгрупповой) конфликт. Внутриличностный конфликт. Конфликтная компетентность; конфликтологическая компетенция; конфликтологическая компетентность”,
-
“Принцип равной «психологической ответственности» участников конфликта”,
-
“Принципы восстановительной медиации в работе по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения”,
-
“17 шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны” (по А. Я. Анцупову),
-
“Способы конструктивного проживания и выражения чувств и эмоций как инструмент эффективного разрешения конфликтов в работе по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения”.
Тема 5. Роль воспитания и просвещения подрастающих поколений в сфере построения гармоничных взаимоотношений с социумом и с самим собой в психолого-педагогической работе с детьми, подростками, молодёжью в современной информационной среде.
-
Просветительская деятельность педагогов, психологов и родителей - залог осознанного выбора ребёнком источников информации (в том числе СМИ) на основе нравственной позиции и понимания реальной пользы получаемой информации для своего здоровья, успешного обучения и духовно-нравственного развития.
-
Конструктивная позиция педагога (психолога, родителей) в отношении деструктивного контента интернет-ресурсов (и других СМИ).
-
“Модель гармоничного развития человека”.
-
Инновационный подход к пониманию причин и факторов психоэмоционального стресса (дистресса), провоцирующих рискованное и суицидальное поведение.
-
Отсутствие освещения темы сексуального развития (формирование полоролевого поведения, принципы конструктивного взаимодействия с противоположным полом в детском, подростковом и юношеском возрасте (в т. ч. “принцип своевременности”)) в процессе воспитания (а также ситуации, связанные с нарушением физических и психоэмоциональных границ личности (сексуальное насилие, насилие в семье)) как фактор, провоцирующий суицидальное поведение. Вопрос ответственности родителей, педагогов, психологов за процесс формирования мировоззренческой позиции ребёнка в сфере взаимоотношения полов, определяющей его осознанный, конструктивный выбор в сложных жизненных ситуациях.
-
Вопрос ответственности родителей, педагогов, психологов за процесс формирования мировоззренческой позиции ребёнка в сфере гармоничного развития личности (и общества), определяющей его осознанный выбор здорового образа жизни.
-
Инновационный подход к проблеме синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) педагогов.
Тема 6. Особенности социальной ситуации развития детей и подростков в условиях современного общества: взаимоотношения в семье.
-
Многоплановый комплекс условий современного социума, в котором происходит процесс формирования семьи и развития внутрисемейных отношений, глазами ребёнка (подростка).
-
Инновационный подход к оценке влияния социального и семейно-бытового факторов на психоэмоциональное состояние ребёнка в работе по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения.
-
Принципы взаимодействия педагогов и психологов с детьми, имеющими нарушенные отношения с родными в сложносоставных и / или неполных семьях (детьми, родители которых в разводе и / или в повторном браке, в том числе при наличии братьев / сестёр и других членов семейной системы от повторного / предыдущего брака родителей). Принципы создания семейной команды.
-
Роль педагогов и психологов в формировании осознанного и ответственного отношения ребёнка к своей семейной системе вне зависимости от социальных и семейно-бытовых факторов.
Тема 7. Стратегии оказания кризисной психологической помощи в образовательных учреждениях.
-
Инновационный подход к формированию коммуникативной компетентности у всех участников образовательного процесса.
-
Принципы работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации.
-
Подготовка педагогов, психологов к работе с детьми и подростками с рискованным и суицидальным поведением.
-
Выявление (диагностика) суицидального поведения в детском, подростковом и юношеском возрасте (проведение диагностики): опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой), методика “Карта риска суицида” (модификация для подростков Л. Б. Шнайдер).
-
Тревожность и депрессивность как индикаторы стресса (дистресса) у подростков.
-
Оказание экстренной психологической помощи суициденту.
-
Экстренная групповая и индивидуальная психологическая помощь субъектам образовательной среды в ситуации завершенного суицида.
-
Профилактические меры по предотвращению рискованного поведения и суицидов в образовательных организациях.
Тема 8. Технологии разработки тематических анкет, техник, упражнений по профилактике и коррекции рискованного и суицидального поведения детей, подростков и молодёжи.
-
Анкеты.
-
Техники (“алгоритмы”) коррекционной (терапевтической) работы.
-
Индивидуальные и групповые упражнения.
-
Дидактический материал. Учебно-методические пособия.
-
Вопросы. Итоговая аттестация. Вручение сертификатов.