Человековедение в подготовительной группе детского сада

Александра Андреевна Семёнова, психолог-педагог "Нравственного поколения":


"Друзья, с февраля 2021 года я работаю педагогом-психологом в частном образовательном центре им. С. Н. Олехника, в который входят детский сад и школа, - я занимаюсь с детьми всех возрастов и провожу консультации для родителей.

В серии постов, которую я начинаю сегодня, я расскажу о применении в своей работе психолого-педагогической технологии “Человековедение”, которая отражает интегрированный подход к воспитанию и основывается на синтезе классических и современных психолого-педагогических методов.


Проблема воспитания и психологического развития детей в последние годы активно обсуждается в научной литературе и в СМИ родителями, педагогами, учёными различных областей, политиками и деятелями культуры. В августе 2020 года по распоряжению Президента РФ Правительство приняло поправки в «Закон об образовании в РФ», согласно которым до 1 сентября 2021 года все учебные заведения должны разработать, а с 1 сентября начать реализовывать рабочие программы воспитания учащихся.


Я являюсь членом команды энтузиастов, которые разработали проект “«Человековедение»: единая программа воспитания в школах, колледжах, вузах”. Суть проекта состоит в том, чтобы внедрить психолого-педагогическую технологию “Человековедение” в программу воспитания на федеральном уровне. В рамках обязательных и вариативных модулей школьной программы воспитания предлагается с 1 по 11 класс проводить занятия по человековедению на регулярной основе.


Подход “Человековедение” помогает и детям, и взрослым выстраивать гармоничные взаимоотношения с окружающими и самими собой, а также научиться конструктивно обходиться с тёмными сторонами жизни: конфликтами, тяжелыми эмоциями и трудными жизненными ситуациями.


Занятия по человековедению на протяжении шести лет проводятся моими коллегами-психологами в московских и областных (государственных и частных) школах, а также в социальных службах. По нашему опыту, чем чаще и регулярнее проводятся уроки человековедения, тем продуктивнее происходит работа с детьми и тем ощутимее её результаты.



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ


Групповые занятия в подготовительной группе


В октябре 2021 года, заменяя воспитателя, я провела занятие в группе дошколят из 13 человек (возраст 6-7 лет). Когда я предложила малышам поработать с темой страха, в ответ многие закивали, кто-то даже энергично воскликнул: «Да, давайте!».


Из-за того, что дети не умеют распознавать и называть свои эмоциональные состояния, они чаще всего выражают их деструктивно: устраивают истерики, кричат, дерутся либо замыкаются в себе, дистанцируясь от окружающих. Первый шаг к тому, чтобы научиться понимать смысл любых чувств и выражать их конструктивно, то есть бережно для окружающих и для самого себя - это развитие навыка «говорить о любых своих чувствах и эмоциях искренне, и даже о таких чувствах, как страх, гнев, обида и т. п. говорить без обвинения».


Именно поэтому для вводного занятия с подготовительной группой я выбрала упражнение "Скажи о своём страхе". Обычно малышей трудно организовать, чтобы они хорошо себя вели и выполняли задания ведущего, но во время этого упражнения они слушали меня и друг друга очень внимательно. Оказалось, что у детей очень много похожих страхов, например, несколько человек из группы сказали, что боятся Пеннивайза (это персонаж из ужастика "Оно") и других "злых" героев из фильмов и мультиков. Кто-то вспомнил про посещение "Комнаты страха" в парке аттракционов, многие ребята назвали страх темноты... Дети называли и другие страхи - связанные с отношениями в семье: «Мне страшно, когда мама и папа ссорятся друг с другом»; «Я боюсь, когда мама кричит и ругает меня».


В обществе традиционно считается (и многие психологи придерживаются этой позиции), что детскую психику необходимо ограждать от «тяжёлых» чувств и эмоций, то есть взрослым их нельзя выражать при детях, а любого обсуждения тяжёлых сторон жизни с несовершеннолетними следует избегать, чтобы дети и подростки испытывали только те чувства, которые принято называть позитивными. Однако юноши и девушки всё равно сталкиваются с большим количеством трудностей и конфликтов, так как они являются неотъемлемой частью жизни. Несмотря на все старания взрослых, молодые люди часто ощущают и обиду, и боль, и гнев, и другие «тяжёлые» чувства, ведь их нельзя исключить из повседневности. Но, как показывает практика, из-за того, что у них нет навыка осознанно проживать и выражать чувства, они проявляют их в общении деструктивно, причиняя тем самым вред себе и окружающим. Вследствие этого у них портятся отношения и усугубляются конфликты с другими людьми, усиливаются внутренние противоречия, а из-за накопленных внутри «тяжёлых» эмоций ухудшается психологическое состояние, что сказывается и на физическом здоровье.

Влияние психологических факторов на возникновение различных заболеваний изучает научное направление «психосоматика». Это одна из важных тем занятий по человековедению: с помощью психологов дети учатся осознавать психологические причины своих болезней и работать с ними, чтобы укреплять психологическое и физическое здоровье.


Подход «Человековедение» позволяет научить ребят всех возрастов осознавать смысл и важные функции каждого чувства и выражать свои эмоциональные состояния конструктивно.

К этому посту в качестве методического материала прилагаются "Схема функционирования чувств и эмоций в рамках семиэтапного цикла реализации процесса межличностных / внутриличностных взаимоотношений", "Примеры эмоциональных состояний и реакций" и упражнение-визуализация "Дом твоей души" (упражнение необходимо адаптировать для детей младшего возраста).

Когда психолог говорит с детьми на тему страха, обиды, печали и других "тяжёлых" чувств, для детей это очень важный опыт, так как они начинают понимать, что говорить об этих темах не опасно - напротив, очень полезно, а точнее, просто необходимо.


И хотя на этом (вводном) занятии мы ещё не начали говорить о функциях чувства страха, ребята сказали, что они уже немного меньше боятся тех вещей, которые называли во время упражнения. По наблюдению воспитателя, уже после одного проведённого занятия атмосфера в группе стала более тёплой и доверительной. По моему убеждению, для того, чтобы этот эффект оказался устойчивым, занятия для дошкольников необходимо продолжить. Я делаю шаги для того, чтобы уроки по человековедению в нашем образовательном центре были внесены в расписание.


Разрешение конфликта в подготовительной группе детского сада


В сентябре 2021 года я подключилась к решению конфликта между двумя детьми шести лет, назовём их Вася и Маша. Вася обидел Машу. Маша поначалу совсем не хотела прощать Васю и дружить с ним, а Вася не хотел просить прощения у Маши. Я поговорила отдельно с каждым из них, и после двадцатиминутной беседы оба поменяли своё мнение. Вася пообещал, что попросит прощения, а Маша согласилась, что будет с ним дружить и они помирятся.


Через неделю я спросила воспитателя, как проходит взаимодействие между этими детьми. Воспитатель сказала, что больше они не ссорились, дети дружат и часто играют вместе.


Можно с большой долей уверенности предположить, что если продолжать эту работу на регулярной основе, то со временем дети научатся осознавать и проживать чувство страха (а также чувства гнева, бессилия, обиды, боли, вины, стыда, печали и разочарования) безопасным для себя и окружающих способом, например, с помощью специальных психофизических упражнений. Дети, которые регулярно посещают занятия по человековедению, становятся спокойнее, реже ссорятся друг с другом и быстро мирятся, в конфликтах умеют находить хорошее решение, лучше понимают друг друга. Вследствие этого у них улучшаются отношения в классе, с друзьями, с учителями и в семье.

99 просмотров

Новости