Психологическое консультирование подростков в частной школе

Павел Андреевич Анохин, психолог "Нравственного поколения":


"Друзья, с апреля 2021 года я работаю педагогом-психологом в частной школе “Международная школа Внуково””, недавно меня назначили руководителем психологической службы.

Я хочу рассказать о том, каких результатов мне удаётся достигать в работе с детьми и взрослыми благодаря применению психолого-педагогического подхода “Человековедение”. Я описывал свою работу в регулярных постах для внутренних чатов нашей общественной организации. Начинаю публиковать эту серию постов. Все имена и личные данные изменены.


Я отвечаю за психологическое сопровождение ребят старших классов. Так как школа открылась недавно, 10-го и 11-го класса у нас пока нет, мои подопечные - ученики 5-х - 9-х классов.

За прошедшие пару недель я сделал следующие шаги:

  • влился в работу (всего работаю больше 3-х недель, но кажется, что уже как полгода),

  • наладил контакт со всеми тьюторами (аналог классных руководителей в школе) в большей или меньшей степени,

  • познакомился с детьми,

  • начал работать с теми, у кого на это есть острый запрос, индивидуально,

  • провёл пару групповых занятий,

  • провёл занятие Родительского клуба.

Хочу поделиться самыми яркими моментами индивидуальной работы с детьми.

Марина и Таня - сёстры, у которых в начале года умер папа.

Сначала я работал со старшей, потом с младшей.


Старшая очень напомнила мне одну мою подругу из школы, она талантливая, умная, но… по большому счёту, психика находится в пограничном состоянии.

Зная её историю, я не удивился. Папа работал ранее в администрации Президента, кажется, потом ушёл оттуда, стал заниматься какими-то госзакупками.


Опираясь на психолого-педагогический подход “Человековедение”, я понимал, что состояние девочки связано с процессами в семье. Например, она явно взяла на себя роль "главы семьи" после смерти папы.

Между родственниками начались острые разборки с наследством. Незадолго до смерти папы девочек умер его папа, их дедушка. Появились родственники, претендующие на наследство дедушки, да и папы.

Мы говорили с девочкой, Мариной, почти 2 часа, сначала по темам отношений с другими ребятами (она занимает в коллективе роль “серого кардинала”, часто скандалит и манипулирует людьми), потом по всем семейным темам. Я рассказывал о своей истории, о том, что могу её научить быть успешным лидером, если она захочет. Девочка прониклась нашим разговором, сказала, что придёт ещё.


С тьютором девочки я тоже сразу поговорил о её тяжёлом психологическом состоянии девочки, сказал, что, по опыту, вылечить это полностью практически нереально, надо работать с ней как минимум оставшиеся два года в школе, а также подключить всю семью и всех моих коллег для работы с ними. Тьютор согласилась без вопросов.


С младшей сестрой, Таней, мы поговорили сначала про учёбу, отношения с учителями, потом про то, как она себя чувствует по поводу ситуации в семье, как она справляется. Не скажу, что она говорила много, но я сам озвучивал то, что я чувствую, говоря с ней - ком в горле, ком в груди, чувство боли. Она всё подтвердила. Мы начали делать специальные психофизические упражнения для работы с эмоциональными состояниями и реакциями, сделали, что успели. Девочка выполняла задания с готовностью, и было видно, что такая работа приносит ей облегчение.

Мы договорились продолжить эту работу до каникул.


Я поговорил с тьютором Тани, она сказала, что девочка плохо себя ведёт, манипулирует, выводит из себя окружающих. Я объяснил, что, с одной стороны, у ребёнка на сердце рана, с другой стороны, избалованность и эгоизм тоже никто не отменял. Подход "Человековедение" позволил мне выработать навык видеть разные черты характера человека, с которым я работаю. Некоторые свои черты и взрослые, и маленькие клиенты проявляют только в индивидуальной работе с психологом.


После консультаций с девочками я сказал тьюторам, что хочу поговорить и с их мамой, попросил передать ей мои контакты.

Мама пришла на собрание Родительского клуба, которое я провёл вскоре после работы с сёстрами, и после занятия мы поговорили наедине. Она сказала, что младшая дочь с интересом рассказывала о нашей с ней консультации и было видно, что девочка прониклась этой работой. Мы договорились, что мама придёт ко мне после майских праздников”.

35 просмотров

Новости