Индивидуальное консультирование подростков с применением подхода "Человековедение"

Екатерина Анохина, педагог-психолог в частной московской школе "Новая школа":

"Друзья, расскажу вам про свою новую подопечную из 10 класса.

Девочка Надя (имя изменено) пришла учиться к нам в школу в этом учебном году. С виду обычная школьница - всегда улыбается, приветливая, вежливая. Но через несколько недель после начала года учительница и тьютор сказали мне, что Надя периодически стала плакать на уроках ни с того ни с сего. Я пригласила девочку на консультацию.


И что же, как оказалось, кроется за её улыбкой и вечным позитивом? Надя рассказала мне историю своей жизни за 16 лет. С родителями отношения всегда не складывались, дошло до того, что она захотела в 11 лет уехать из дома и пойти учиться в школу-интернат - лишь бы быть подальше от них. Родители её поддержали и решили отправить в частную школу-интернат в Калужской области, в которой ранее учился старший брат девочки. В школе учатся как “обычные” дети, так и дети из детского дома, а старшими воспитателями работают детдомовцы-выпускники этой школы. В то время, когда учился брат, у родителей не было к школе вопросов, все были довольны. Но когда туда поступила Надя, оказалось, что между “обычными” детьми и детдомовцами шла негласная война: последние крали вещи, толкали, буллили и всячески обижали остальных детей.


Так Надя проучилась два года, но никому об проблемах в школе не говорила, хотя и понимала, что это ненормально. Другие ребята никому не жаловались, поэтому Надя стала сомневаться в себе и своей адекватности и думать, что это с ней что-то не в порядке. Через два года девочка всё-таки поняла, что больше так не может, и сказала родителям о своём желании поменять школу.


Родители нашли Наде другую школу-пансион, тоже в российской глубинке, куда она и переехала. В новом детском коллективе таких проблем, как в прошлой школе, уже не возникало, с ребятами отношения выстраивались хорошо. Но из-за того, что не хватало учителей, сильно страдал уровень образования, поэтому через два года Надя решила вернуться в Москву. Так как уровень знаний у девочки упал, в частные школы она поступить не смогла. Однако родители видели причину плохой успеваемости девочки в её лени и недостаточной старательности.

В итоге Наде пришлось идти в обычную государственную школу у дома. В этой новой школе девочку тоже встретили далеко не с распростёртыми объятиями. Среди детей считалось немодным хорошо учиться, почти все одноклассники прогуливали уроки, курили, пили, а некоторые даже употребляли наркотики.

В классе Надю начали травить: обмазывали грязью вещи, наливали суп в сменку, запирали в туалете, распространяли о ней слухи и т. п. Девочка выбрала серьёзную защитную стратегию: эмоционально закрылась, дистанцировалась от всех детей и взрослых, ушла в себя, решила рассчитывать только на себя, а свои истинные чувства скрывать за улыбкой и позитивом. Обо всём этом девочка рассказала мне на встрече.


Какое-то время девочка пыталась поступить в другие школы, но уровня знаний всё ещё не хватало. Внезапно началась пандемия, школу закрыли на карантин, детей отправили на дистанционное обучение. Наде стало совсем тяжело - несмотря на то что девочку уже не дразнили одноклассники, психологические проблемы не решались, а теперь ещё и приходилось сидеть дома с родителями, которым она, конечно же, ничего не говорила о своём состоянии. Надя даже начала думать о суициде, но было жалко бабушку - единственного человека в семье, с кем у неё были хоть сколько-то тёплые отношения.


Каким-то чудом в этом году девочка смогла поступить в нашу школу, хотя отбор весьма жёсткий. Но и тут её настигли новые трудности: учиться оказалось тяжело, потому что... очень непривычно, когда одноклассники её не задирают, большая часть детей хочет учиться, учителя стараются во всём помогать и не кричат.

Хоть и нерадостная, но уже привычная картина мира стала рушиться, а новых способов взаимодействия с людьми у девочки нет - она уже привыкла держаться на дистанции со всеми, быть настороже, никому не открываться (на всякий случай). Да и тяжёлых эмоций за эти годы накопилось очень много - настолько много, что стало уже невозможно сдерживать их в себе.


За всё время у нас с ней было всего три консультации. На первой девочка рассказала мне свою историю жизни, я помогла ей поставить и сформулировать цели психологической работы.

Мы обсудили, в каких темах Надя хочет разобраться:

- в чём смысл жизни человека,

- как обходиться с чувствами и эмоциями, особенно с самыми тяжёлыми, как с ними "подружиться",

- что делать со сверстниками, как научиться дружить,

- как научиться доверять людям,

- как выстроить доверительные отношения с родителями.


На первой же консультации мы успели обсудить, в чём высокий смысл жизни каждого человека. Я рассказала, что смысл жизни каждого человека заключается в том, чтобы жить по-человечески, строить отношения со всеми людьми по-человечески. Наде очень отклинулась эта идея, она сказала, что сразу почувствовала больше энергии, ей нравится такое определение.


На второй консультации через неделю мы повторили ещё раз то, что обсуждали раньше по теме Предназначения каждого человека и начали говорить про эмоциональную сферу личности. Я рассказала, что у каждого чувства есть свои функции, свой смысл и что каждое чувство - это некая важная тема в жизни любого человека. Вместо того, чтобы делить чувства на "хорошие" и "плохие", необходимо научиться их осознавать, называть и конструктивно проживать.

Ещё мы обсудили, что такое доверие и как научиться доверять другим людям. Я предложила девочке открыто поговорить с новыми знакомыми и друзьями о своём самочувствии, о том, что ей сложно и непривычно находиться в такой атмосфере, попросить ребят о поддержке в том, что она хочет сблизиться со всеми, подружиться, но для этого ей нужно время. Я сказала Наде, что нет необходимости торопить себя, нужно дать себе время, так как период адаптации в новой школе составляет не менее шести месяцев, а полное включение в школьную жизнь происходит только через год. Поэтому всё идёт закономерно.


Надя сказала, что для неё эта информация важна, ведь она думала, что ей нужно как можно скорее влиться в коллектив и перебороть себя, и пообещала, хоть ей и немного страшно, но поговорить с одноклассниками.


Прошла ещё неделя, и на третьей консультации девочка поделилась своими первыми результатами.

Она поговорила со всеми новыми друзьями и сказала им открыто о том, что ей страшно сближаться, это новый опыт для неё. Все ребята её поняли и поддержали.


Надя отметила, что стала лучше спать. Каждый вечер перед сном и утром она читает “Модель чувств”, которую мы разбирали на прошлом занятии, и стала лучше понимать, что она сейчас чувствует.


Я рассказала ей об особенной методике "Музыка сфер", разработанной в рамках психолого-педагогической технологии "Человековедение": с помощью неё можно конструктивно проживать любые чувства и эмоции. Также я отправила девочке музыкальные композиции из нашей подборки по темам страха, боли, одиночества и доверия. Наде песни понравились, и она

особенно отметила их глубокие и тонкие тексты.


Ещё девочка поделилась тем, что первый раз за последние 6 лет разрешила себе поплакать без осуждения себя, сказала, что ей стало легче, ушло напряжение.


Также Надя сказала, что дала себе право на отдых, и "странным образом" у неё ушла лишняя суета из жизни, она перестала заполнять всё своё свободное время какими-то делами, как раньше, и наконец навела порядок в своей комнате - впервые за долгое время!


На этой встрече мы поговорили про необходимость эмоционального отдыха, я заверила Надю, что она всё делает правильно.

Мы договорились о дальнейших шагах в психологической работе: на нашей следующей встрече я покажу ей психофизические упражнения для проживания чувств и эмоций (к сожалению, класс, в котором учится девочка, сейчас на дистанте в связи с карантином и последняя консультация прошла в режиме онлайн).

Надя выполнила упражнение "Музыка сфер" и прослушала композиции, которые я ей направила. В ответ она прислала мне десять песен, которые ей очень нравятся, попросила меня их послушать и дать свою оценку. Я ещё не успела этого сделать, но просмотрела список песен и порадовалась, что среди них есть исполнители, композиции которых я использую в психологической работе, например, гр. “Нервы”, Noice MC, Баста.


В заключение хочу подчеркнуть такой момент: не стоит ориентироваться только на внешний вид ребёнка / человека. Очень часто, а точнее почти всегда, за внешним позитивом, постоянными улыбками и “хорошим настроением” кроются вот такие трагичные жизненные истории.

Именно поэтому так важно, чтобы все знания психолого-педагогической технологии "Человековедение" были внедрены в систему образования. Ведь если бы эту девочку, как и всех детей, с ранних лет учили, что делать с проблемами, трудностями и конфликтами, то в дальнейшем они не доводили бы себя до такого состояния и им не приходилось бы проходить такие тяжёлые жизненные уроки!

84 просмотра

Новости