Кейс: работа с семьёй, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (ч.2)

Продолжаем серию постов о применении психолого-педагогического подхода “Человековедение” в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.


Александр Сурдуляк-Серебренников, заместитель директора РОО “Нравственное поколение”, психолог, медиатор, в 2020 - 2021 гг. работал в московской Службе медиации Центра поддержки семьи и детства “Планета Семьи”. Посты опубликованы в 2020 году, на данный момент Александр работает психологом в компании “Теледоктор 24” Европейской Юридической Службы:


“Продолжаю рассказ о подростке, которого этой весной едва не оставили на повторное обучение в 8-м классе, причём уже во второй раз.


Почему же так получилось, что ребёнок просто перестал учиться? Что у парня было с мотивацией? В том-то и дело, что ничего - у него её не было. Я не стану затрагивать другие проблемы, которые привели к отказу подростка от учёбы, но приведу свои размышления о мотивации школьников.


Как психолог я прежде всего сказал этому ребёнку, что, по большому счёту, я понимаю, почему он не хочет учиться, более того, я ему сказал, что таких детей, которые любят все школьные предметы и ощущают радостное желание ходить в школу каждый день, практически не существует! Он был удивлён этой мысли и признался, что почувствовал облегчение, так как в глубине души очень осуждал себя за нежелание учиться.





Родители часто жалуются: “Наш ребёнок не любит учиться, сопротивляется необходимости учиться, делает всё из-под палки”. Таким родителям я всегда предлагаю вспомнить себя в детстве. Почти в ста процентах случаев они говорят: “Ну да, я ведь тоже в школу ходил без восторга, мягко говоря”. Удивительна способность взрослых забывать о том, каково это - быть ребёнком. Я считаю, неправильно убеждать детей в том, что кто-то любит учиться и делает это с удовольствием. Учёба - это прежде всего тяжёлый, упорный труд, ежедневные усилия, которые необходимо прикладывать на протяжении 11-ти лет в школе, а потом на протяжении 4 - 6 лет в вузе, чтобы получить результат. Только благодаря длительному упорному труду в какой-то момент учиться становится легче и даже может появиться удовольствие от процесса. Но этого может и не произойти! Дети должны быть готовы к обоим вариантам.


Снижению мотивации к учёбе у современных детей в большой мере способствует интернет, где любую информацию можно найти в два клика. По поводу необходимости получать знания в школе для будущей профессии у этого конкретного ребёнка такая позиция: "Я отлично разбираюсь в компьютерах и интернет-сетях и планирую стать, как мой папа, айтишником, а для этой работы мне все остальные школьные предметы не нужны и высшее образование тоже не нужно! Мой папа зарабатывает 230 т. р. в месяц. Меня такая зарплата устроит".


Другие дети, с которыми мне приходится работать, думают в том же направлении, планируют стать ютуберами, блогерами, киберспортсменами или бизнесменами, певцами, актёрами, футболистами и т. п., - в их понимании подготовка по этим профессиям не имеет ничего общего со школьной программой.


Что же для ребёнка нашего времени может быть полезного в школе при всех её "ограничениях и недостатках"? Что может по-настоящему мотивировать детей и подростков любить школу и стремиться к отличной учёбе?


В первую очередь, в школе можно и нужно научиться учиться, ведь это умение пригодится в любой профессии, включая актёра и айтишника. Ещё можно и нужно научиться трудолюбию - это актуально и для футболиста, и для киберспортсмена. И, конечно же, в школе просто необходимо научиться выстраивать отношения со сверстниками, учителями (вообще со взрослыми), научиться быть лидером и поддерживать лидера! В конце концов, можно и нужно научиться терпеливо делать неинтересную, но необходимую работу и при этом чувствовать себя хорошо, - ведь большинство взрослых людей работают именно на такой работе!


А ещё очень важна тема взаимодействия с социумом. Если человек нарушает базовые, общепринятые нормы и правила, например, бросает школу и остаётся без среднего образования, то в обществе это воспринимается с недоверием. У работодателя возникает вопрос: "Могу ли я рассчитывать на человека, который не справился с такой задачей, как обучение в школе? Если этот человек привык отступать перед трудностями, могу ли я доверить ему ответственную работу?"


Когда я всё это рассказал своему юному подопечному, он ненадолго задумался и ответил: "Я понял, почему я не хочу и не люблю учиться. Но теперь я знаю, для чего мне на самом деле НАДО учиться!"


После этого разговора мы договорились собрать воспитательную команду, с помощью которой он сможет наверстать упущенное и возобновить обучение в школе".


Продолжение истории.

71 просмотр

Новости