Кейс: работа с семьёй, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (ч.1)

Александр Сурдуляк-Серебренников, заместитель директора РОО “Нравственное поколение”, психолог, медиатор, в 2020 - 2021 гг. работал в московской Службе медиации Центра поддержки семьи и детства “Планета Семьи”. Посты опубликованы в 2020 году, на данный момент Александр работает психологом в компании “Теледоктор 24” Европейской Юридической Службы:


"В продолжение темы воспитания и образования опишу случай из моей практики. Я работаю в Службе медиации Центра поддержки семьи и детства “Планета Семьи”.


Прежде чем перейти к описанию ситуации, перечислю и кратко прокомментирую этапы реализации процесса достижения цели [Одна из тем, раскрываемых в программе вебинаров “Лидерство. Партнёрство. Сотрудничество”, звучит так: “Психологические закономерности этапов достижения цели / реализации проекта (в деятельности и личной жизни): цель, ресурсы, структура, содержание, форма, интеграция, результат”]:


- 1-й этап процесса построения взаимоотношений связан с постановкой цели и принятием решения осуществить процесс (построить отношения, разрешить конфликт, осуществить воспитательно-образовательную функцию);


- второй этап связан с темой ресурсов (необходимо провести инвентаризацию ресурсов, упорядочить их, если потребуется, обеспечить приток недостающих ресурсов);


- третий этап связан со структурой (требуется составить план осуществления цели и выработать правила взаимодействия в рамках процесса её достижения);


- четвёртый этап связан с наполнением выстроенной структуры оптимальным содержанием (значением, смыслом), которое соответствует целям процесса;


- пятый этап - создание оптимальной формы для выстроенной и наполненной содержанием структуры осуществляемого процесса;


- шестой этап процесса построения взаимоотношений связан с интеграцией: происходит синтез всех многоплановых результатов (достигнутых на предыдущих этапах), что необходимо для достижения цели процесса;


- на седьмом этапе происходит завершение процесса, включающее в себя подведение итогов, анализ достигнутых результатов (сравнительный анализ понимания, видения цели на первом этапе и понимания, видения цели по завершении процесса), период обязательного отдыха, прогноз по включению результатов осуществлённого процесса в более масштабные / глобальные процессы и задачи, начало формирования целей нового процесса.




Описанная ниже ситуация, на мой взгляд, произошла вследствие нарушений в воспитательном процессе на этапе интеграции, в осуществлении которой в системе образования существуют серьёзные проблемы. Участники образовательного процесса, как правило, не действуют сообща: дети "существуют" как бы отдельно, родители - отдельно, учителя разобщены и с теми, и с другими, администрация школ тоже находится на дистанции со всеми. Органы опеки и КДН (комиссия по делам несовершеннолетних) пытаются наладить взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, но даже в работе с самыми трудными случаями это удаётся далеко не всегда.


Принцип системности в образовании, по большому счёту, реализуется формально. Все участники образовательного процесса по всем вопросам друг с другом спорят, конфликтуют. Зачастую дети этим виртуозно пользуются: учителям жалуются друг на друга, родителям и администрации жалуются на учителей, органам опеки - на родителей, ради получения выгоды для себя могут и родителей друг с другом поссорить, - одним словом, используют известный принцип "Разделяй и властвуй". А ведь интеграция всех участников образовательного процесса в единую команду есть необходимое условие для осуществления целей процесса образования и воспитания!


Ко мне обратились из комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) с просьбой помочь с подростком, которому грозит остаться второй раз на второй год в восьмом классе, а папе и маме в связи с этим грозит лишение родительских прав. Руководитель КДН сказала, что с этой семьёй специалисты работали на протяжении 3-х лет, но ситуация только ухудшилась.


Я внимательно изучил дело. Одной из ключевых причин сложившейся ситуации было именно отсутствие понимания у всех участников воспитательного процесса важности единого курса, единой позиции. Родители были в разводе, папа защищал “бедного” ребёнка от нападок строгой мамы и несправедливых учителей, всячески старался сберечь его “хрупкую” психику, мальчик же воспользовался отсутствием чётких правил и требований и просто перестал учиться. Естественно, возник острейший конфликт между родителями и органами опеки, КДН и школой, который длился три года.


Мне удалось объяснить отцу важность интеграции со всеми вышеперечисленными системами, а также убедить его в том, что у его пятнадцатилетнего сына психика значительно крепче, чем он думает. Отец кардинально изменил свою позицию, дело пошло на лад: ребёнок стал выполнять все инструкции отца и психолога, начал учиться, администрация школы и учителя пошли навстречу семье и перевели мальчика в 9-й класс с условием обязательной сдачи всех предметов, включили мать в процесс коммуникации, они с отцом договорились действовать как одна команда друг с другом, учителями и репетиторами.


Более подробно о том, как осуществляется этап интеграции, без которой цели воспитательного процесса не могут быть достигнуты, я расскажу в следующих постах".


Продолжение истории.


84 просмотра

Новости