Кейс: работа с детской агрессией

Специалист РОО "Нравственное поколение" Александра Семёнова:


"Я работаю в образовательном центре им. С. Н. Олехника педагогом-психологом. Провожу групповые и индивидуальные психологические занятия с детьми.

Ко мне обратилась мама ученика 3 класса с проблемой агрессии у ребёнка. Мальчик дрался, громко возмущался и кричал на уроках из-за несправедливых, по его мнению, действий учителя или одноклассников, тем самым срывая урок.

Работа с мальчиком проводилась в течение трёх месяцев по 45 минут 1 раз в неделю.


На занятиях мы изучали тему чувств и эмоций, учились не только распознавать их у себя и у других, но и изучали их глубинный смысл. Важной частью нашей работы были специальные психофизические упражнения. К сожалению, мои рекомендации делать их дома мальчик не выполнял. И несмотря на то что упражнения он делал только на наших занятиях 1 раз в неделю, мама мальчика отметила, что ребёнок стал спокойнее, стал лучше управлять собой, своими эмоциями.

Кроме темы чувств и эмоций говорили с мальчиком ещё и на тему конфликтов. Изучали один из ключевых психологических законов - закон равной психологической ответственности участников конфликта (“100 % на 100 %”): у каждого человека есть своя стопроцентная ответственность в любой конфликтной ситуации. В результате нашей работы у мальчика поменялось отношение к теме конфликтов. До занятий он не любил конфликты, считал, что эту тему совсем не нужно изучать. Однако к концу наших занятий у ребёнка появился интерес к теме конфликтов, возникло понимание её важности.

Ниже прилагаю фото упражнения, которые я проводила на первом и на завершающем занятиях в качестве диагностики сферы интересов и анализа жизненных приоритетов. В данном случае цвет карандашей выбирался произвольно. Ребёнок сам выбрал градацию категорий. Оранжевым были отмечены темы категории "Самые интересные", синим - "Вызывают интерес, но не сильный", коричневый - "Мало интересны", красным - "Вообще не интересно".


Сравнивая результаты "до" и "после", мы можем видеть положительную динамику, развитие интереса ко многим темам. На втором рисунке появился новый цвет - зелёный - между оранжевым (“Самые интересные темы”) и синим (“Вызывают интерес, но не сильный"). Похоже, что у ребёнка повысилась чувствительность, он стал лучше разбираться в предложенных темах, и ему для более точного обозначения своего отношения к ним даже понадобился дополнительный цвет.


Я рада, что круг жизненных интересов мальчика расширился. Если до нашей работы его интересовала только тема "Планета, природа, экология", то после нашей работы список интересующих его тем расширился:

- мир, страна, общество, команда;

- мечты, цели, планы на будущее;

- животные, растения;

- обучение новому, творчество;

- здоровье;

- хобби, развлечения;

- планета, природа, экология;

- братья и сёстры;

- родственники.

Я обсудила результаты работы с мамой мальчика, и она рассказала, что сын поделился с ней своим желанием меняться в лучшую сторону. Учитель и мама отметили, что мальчик стал спокойнее, перестал проявлять сильные эмоции, "вспыхивать", быстрее успокаивается, проявляет меньше агрессии по отношению к другим детям. Сам мальчик рассказал, что со своим одноклассником, с которым до наших занятий они были врагами, они стали теперь лучшими друзьями.


Считаю это хорошим итогом нашей работы. В сентябре мальчик переводится в другую школу. Мы с мамой мальчика договорились поддерживать связь, и если нужно, продолжить занятия в следующем году".


83 просмотра

Новости