Кейс: как учить английский эффективно

Рассказывает специалист РОО "Нравственное поколение" Елена Паршакова:


"Я занимаюсь частной практикой, преподаю английский язык онлайн 5 лет. За последние 9 месяцев я открыла 6 онлайн-групп, в которых занимаются более 20 детей. И я хочу поделиться с вами своими наблюдениями о том, с какими трудностями сталкиваются ученики и я как преподаватель, как дети вообще себя чувствуют и что для них в процессе обучения оказывается самым важным.


Возраст моих учеников - от 5 до 16 лет. Детей послушных и активных, тех, кто достаточно легко включается в работу, выполняет все задания, к сожалению, очень мало. Большая часть детей - нервные, плаксивые, обидчивые, постоянно жалующиеся на усталость, грустные и пессимистичные ребята. Последнее чаще встречается у подростков. Конечно, такое эмоционально-психологическое состояние детей отражается на ходе урока. Бывает так, что около 10 минут от занятия я трачу на то, чтобы поговорить с ребёнком, настроить его и всю группу на работу.


Например, я вижу, что ученик “не в настроении”, грустный, рассеянный и тогда спрашиваю его: “Как ты себя чувствуешь?”. Он отвечает: “Плохо” :( . Я уточняю, с чем связаны его чувства, и, как правило, он рассказывает про неприятную ситуацию дома или в школе. Я стараюсь его поддержать, спрашиваю, нужна ли помощь, и ещё мы можем договориться созвониться после урока, чтобы продолжить разговор.


А часто до этого дело даже не доходит и ребёнку бывает достаточно проговорить и признать свои чувства - просто сказать вслух “Мне грустно”, после чего он уже чувствует себя лучше и включается в работу.


Иногда другие ребята спрашивают, почему мы сейчас не занимаемся английским, а а вместо этого говорим с “Артёмом”? Тогда я напоминаю ребятам о правилах эффективной работы на занятиях, о которых мы договариваемся в самом начале курса; один из пунктов - “честность, помощь и поддержка”: когда кто-то из группы плохо себя чувствует, ему нужно помочь, мы не оставляем его наедине со своим состоянием. Дети с этим правилом соглашаются/вспоминают о правилах и уже сами начинают предлагать одногруппнику варианты решения проблемы.


Я заметила, что, чем младше дети, тем быстрее они "приходят в себя", включаются в процесс обучения. Возможно, это связано с тем, что младшим детям проще открыться, назвать свои чувства.


Также я увидела ещё одну закономерность: в каждой группе всегда находится несколько детей, у которых постоянно "зависает" рабочая платформа, на которой мы занимаемся. В моменты, когда это происходит, я вижу, что им просто сейчас не хочется заниматься. В этой ситуации я действую так же, как в предыдущем примере: выясняю как ребёнок себя чувствует, мы проговариваем его состояние; иногда к этому процессу я подключаю родителей. Я прошу их помочь, например, в том, чтобы ребёнок зашёл на платформу с компьютера, а не с телефона, и вдруг чудесным образом больше ничего не зависает :)





Ещё пример: мальчик, третьеклассник, Витя с самого начала наших занятий у него постоянно всё зависает, ещё он очень много разговаривает и часто отвлекается от занятия. В такие моменты я быстро справляюсь со своими эмоциями, не обижаюсь на него и терпеливо и методично помогаю ему включаться в работу. Была даже такая ситуация, когда я прямо на уроке помогала ему чистить память телефона, чтобы зайти на платформу.


И хочу отметить, что после трёх месяцев обучения он был уже более включённым в обучение, все задания выполнял правильно, практически не отвлекался и не разговаривал не по теме, по технической части ничего не "зависало". В последнем разговоре, мама Вити сказала, что на английском в школе его начали хвалить, а раньше он совсем ничего не понимал. На сегодняшний день у него уже твёрдая "тройка", есть перспективы выйти на “четвёрку”, и даже на “пятёрку”. Витя старается, при этом я понимаю, что работы предстоит ещё очень много.


С детьми подросткового возраста сложнее всего. Они обычно молчат, замкнуты в себе, и часто даже на простые вопросы, например, что они планируют делать во время каникул, не могут ответить. В таких случаях я помогаю так, что/или просто - помогаю и задаю вопросы полегче: “Чем ты увлекаешься?", "Как бы ты хотел провести каникулы?"


На одном из последних уроков в уходящем году ученик Матвей ответил, что никому из родных не интересно то, что интересно ему. Я спросила, говорил ли он об этом родителям. Выяснилось, что нет. Тогда я задала ему домашнее задание - выяснить, как родители относятся к его увлечениям. На следующем уроке, который прошёл уже после новогодних праздников, он рассказал, что поговорил с родителями, поделился своим чувствами и увидел их отклик. Матвей с удивлением рассказал, что, оказывается, можно не бояться поговорить со своими родителями о том, что волнует.


Я также постоянно нахожусь на связи с родителями. Обо всех таких случаях: когда не работает платформа, или ребёнок часто отвлекается, не делает домашнее задание, или был “не в настроении”, я сразу сообщаю родителям. Я считаю, что родители должны быть в курсе того, что происходит у нас на уроках, и что им важно научиться понимать причины такого состояния своих детей. Ведь всё это влияет на включённость ребёнка в процесс обучения и результат. А нам, педагогам, важно не сдаваться, проявлять заинтересованность и неравнодушие к своим подопечным.


Хочу добавить, в начале своей работы педагогом я считала, что детей достаточно просто учить, давать им знания по своему предмету. Но с тех пор, как я получила диплом психолога и присоединилась к команде “Нравственное поколение”, я стала изучать, как устроен внутренний мир человека, по каким принципам строятся гармоничные взаимоотношения со всеми людьми.


Теперь я считаю, что преподаватель - это не просто тот, ко даёт знания по предмету, а, тот, кто заинтересован в духовно-нравственном развитии своих учеников, в первую очередь. Ключевым направлением в работе с детьми я вижу обучение и помощь им в решении реальных вопросов во взаимоотношениях.


На моих занятиях дети учатся заинтересованности в другом человеке и работе в команде. А когда у них получается конструктивно общаться друг с другом, проявлять заинтересованность в другом, помогать друг другу, им становится интересно учиться, получать новые знания по предмету, который проходят. И все проблемы с пониманием темы урока у них уходят!


На уроках “Человековедения” в школах всему этому педагоги будут учить детей с первого класса. Поэтому я мечтаю о том, чтобы “Человековедение" стало основным предметом в школе!"


55 просмотров

Новости