Особенности психологической работы в школе

Павел Анохин, психолог "Нравственного поколения":


Друзья, я продолжаю серию постов о применении психолого-педагогического подхода "Человековедение" в частной школе “Международная школа "Внуково””, где с апреля 2021 года я работаю педагогом-психологом, а с августа 2021 года - руководителем психологической службы.

Все имена участников описываемых событий и их другие личные данные изменены.


Будни школьного психолога.

25.05.2021


Я работаю в школе почти 2 месяца.

В целом всё проходит в штатном режиме, процессы выстраиваются, работа ведётся, претензий и вопросов ко мне нет. Сложностей тоже много, но они относятся к специфике работы в школе, в основном трудности относятся к двум аспектам.


Первый - это сами дети, о чём мы хорошо знаем: у меня в школе так же, как и везде, дети не приучены размышлять на серьёзные темы, заниматься с психологами, работать над собой. Работать с ними нелегко, сопротивления много. Я рад, что тьюторы включаются в эту работу и поддерживают меня в проведении занятий по человековедению.


Второй аспект, связанный с трудностями в работе, - отсутствие командного подхода в коллективе тьюторов, психологов и педагогов. Эта проблема также является повсеместной, системной. С тьюторами двух 5-х классов мы выстраиваем отношения. Сначала они хотели, чтобы я сам находил подход к детям, потом мы поговорили с ними, я попросил включить меня в их команду, привлекать к работе с детьми, сказал, что без их инициативы у меня ничего не получится. Вроде бы услышали, но по сути ситуация осталась прежней. Эту работу с ними я буду продолжать. С тьюторами других классов мы продвинулись дальше: они сами обращаются за помощью, просят поработать с ребёнком, у которого возникла проблема, предлагают проводить занятия для детей. С тьютором 6-го класса мы ведём большую совместную работу.


Помимо меня в школе ещё два психолога: одна отвечает за начальную школу, вторая - за детский сад. Мы общаемся по рабочим вопросам и неформально, стараемся помогать друг другу.


С коллегами-педагогами тоже взаимодействуем, с кем-то больше, с кем-то меньше, кто-то уже обращался ко мне за помощью.


Но я вижу, что, конечно, работа по формированию команды лежит на мне. У взрослых есть своё сопротивление моему подходу, ведь им приходится перестраивать свою работу, менять привычные установки и действия, выходить из зоны комфорта, как говорится. К тому же, как это обычно бывает, возникает тема ревности.


Похоже, коллеги уже ревнуют детей ко мне, когда видят наши с ребятами доверительные отношения и результаты моей работы. Намерен регулярно открыто говорить о том, что я искренне заинтересован в командной работе и хочу, чтобы каждый в команде добивался максимальных результатов, помогая в этом другим.


С одной стороны, я чувствую себя на новой работе хорошо. Я знаю, как решать любую возникающую проблему, включая все те ситуации, о которых я писал. А с другой стороны я понимаю, что все педагоги сталкиваются с подобными трудностями, но у современных специалистов нет целостного механизма в качестве инструмента для эффективного решения таких вопросов. Поэтому педагоги и школьные психологи в лучшем случае пытаются применять формальный подход, а в худшем - заигрывают с детьми, потакая их эгоистическим проявлениям, что, конечно же, приводит к трудностям в воспитательной работе.


Я обо всём этом написал, чтобы дети и родители понимали, с чем каждый день сталкиваются учителя.


Надо признать, что работать психологом в школе, даже в такой престижной, как школа "Внуково", тяжело.


Я вижу, сколько работы нужно сделать, чтобы что-то изменить принципиально... И понимаю, что силами одного человека это, конечно же, сделать невозможно.


Даже если предположить, что в отдельно взятой школе удалось идеально наладить психологическую и воспитательную работу, очевидно, что необходимо менять подход к духовно-нравственному и психологическому развитию детей во всём обществе. Ситуация начнёт меняться, если процессы трансформации затронут уровень идеологии и мировоззрения, а это дело очень непростое.

Но иначе никак! Проверено на практике.


Для достижения этой цели предстоит действовать системно на самом глобальном уровне, в чём и заключается проект ""Человековедение»: единая программа воспитания в школах, колледжах, вузах”.

32 просмотра

Новости