Новости организации

Занятие по человековедению для учеников 4 класса детского образовательного центра

Александра Андреевна Семёнова

С февраля 2021 года я работаю педагогом-психологом в частном образовательном центре им. С. Н. Олехника, в который входят детский сад и школа. Я занимаюсь с детьми всех возрастов и провожу консультации для родителей.
В серии постов я пишу о применении в своей работе психолого-педагогической технологии “Человековедение”, которая отражает интегрированный подход к воспитанию и основывается на синтезе классических и современных психолого-педагогических методов.

В октябре я заменяла учителя и провела занятие по человековедению для 4 класса. Пришли две девочки (назовём их Маша и Даша*). Девочки спросили, что им делать в ситуации, когда их подруги грубят и обзывают их. Я посоветовала девочкам сказать подругам, что такое общение им не подходит и, в дружбе им важно уважительное и бережное отношение.

Через неделю на нашем следующем занятии я спросила девочек, удалось ли им последовать моему совету. Даша ответила, что ещё не виделась с подругой и поговорит с ней, когда они встретятся, а Маша смогла поговорить со своей подружкой: озвучила свои чувства, описала, что её не устраивает в их отношениях и как она хочет, чтобы они общались. Но та отказалась менять своё поведение и прекратить обзывать Машу, и они перестали дружить. Девочка сказала, что ей, конечно, грустно, но теперь ей стало понятно, как подруга относится к ней и к их дружбе на самом деле.

На примере этой ситуации я описала один из распространённых механизмов психологической защиты: когда человеку говорят нечто неприятное, дают критику, он зачастую «защищается», и первая его реакция может быть именно такой: “Раз тебе что-то не нравится, то я с тобой дружить не буду!” И при этом бывает так, что человек потом продолжает думать о сказанных ему словах, понимает их смысл и через какое-то время принимает решение изменить своё поведение.
Я объяснила девочкам, что разрешение конфликта может потребовать определённого времени.

Благодаря тому, что Маша сказала о том, чего хочет в дружбе, в дальнейшем подруга может принять решение общаться по-новому. Раньше, до их разговора, такой возможности не было. Может быть, если Маша через некоторое время ещё раз поговорит с ней, она откликнется и согласится дружить, общаясь бережно и уважительно.
Я привела пример ситуации, когда одна моя клиентка, девочка-подросток, в похожей ситуации сказала своему другу те же слова, что и Маша. Сначала он отреагировал так же, как и подруга Маши, а потом, через какое-то время, сказал, что был неправ, будет общаться вежливо, бережно и уважительно, потому что ему важны их отношения.

Я помогла детям с помощью упражнения «Волшебные карточки» потренироваться открыто и с уважением говорить о том, что они испытывают в отношениях с другими людьми. По условиям игры кто-то один достаёт из стопки карточку, и каждый в группе продолжает написанную на ней фразу. Девочки как раз вытащили карточку «Я злюсь, когда...». Они рассказали, что злятся на подруг, одноклассников, когда те ведут себя плохо, неуважительно по отношению к ним или к кому-нибудь ещё. Поначалу это было непривычно, но в результате девочки почувствовали себя увереннее.

Я считаю, что родителям, учителям и администрации учебного заведения важно объединять усилия и действовать в едином ключе, чтобы эффективно реализовывать задачи воспитания.

Описанный мной подход способствует не только тому, что дети лучше себя ведут, начинают эффективно разрешать конфликты, у них улучшаются отношения друг с другом, с учителями, родителями, другими членами семьи, но и стабилизируется их психологическое состояние, они лучше справляются со стрессом, связанным с учёбой, с эпидемией, с трудными ситуациями в семье. И кроме того, это позитивно влияет на качество учёбы: дети эффективнее усваивают школьную программу и добиваются лучших показателей в учёбе.



________________
*Имена изменены

Занятия по человековедению