Психологическое исследование в рамках урока «Человековедение» в частной школе «Светлые горы»

На прошлой неделе для учеников 4-х и 5-х классов частной школы «Светлые горы» было проведено 8 занятий в рамках программы по формированию навыков духовно-нравственного развития, навыков эмоционального интеллекта, коммуникативных и конфликтологических навыков школьников с применением психолого-педагогической технологии “Человековедение”.

Уроки проводит Садовицкая Мария Владленовна, психолог:


"На последнем занятии дети формулировали свои цели, которые они ставят в жизни и хотят достичь в процессе обучения на занятиях по Человековедению. Ребята из двух 5-х и четырёх 4-х классов, в общей сложности 90 человек, письменно отвечали на вопросы:

"Что меня беспокоит, тревожит (от чего я хочу уйти)?",

"Что я хочу изменить в конкретной ситуации (отношениях) и в целом - во всех сферах жизни?”,

"Что я хочу, чтобы было в моей жизни по-новому (к чему я хочу прийти)?” Делюсь результатами опроса.


25 человек (28%) выполнили задание, можно сказать, формально: написали, что их ничего не беспокоит и они ничего не хотят изменить, 4 человека озвучили свои цели в компьютерных играх.

37 человек (40%) записали свои цели в сфере учёбы.

44 человека (49%) поставили цели в улучшении отношений с родителями и друзьями.

11 человек (10%) хотят улучшить здоровье.


Были и такие цели, как “стать ютубером”, “стать профессиональным баскетболистом”, “занять 1 место на соревнованиях по верховой езде”, "попасть в киберспорт", "выкупить лошадь, на которой я учусь ездить", "отправиться в путешествие и побывать в самых красивых местах", "поскорее окончить школу", "стать известной личностью", "стать программистом-художником".


5 девочек написали, что хотят, чтобы мальчики на всех уроках вели себя хорошо. Это связано с тем, что мальчики в классе часто являются нарушителями дисциплины и даже срывают уроки.


4 человека из 90 (4.5%) отказались выполнять задание и не ответили ни на один вопрос. Эти ученики и раньше отказывались проходить психологические тесты.

Некоторые ребята (10 человек, 11%) задавали вопросы о том, почему вообще важно ставить цели, какие цели нужно формулировать, каким образом можно достичь результата и повлиять на то, какой будет жизнь. Но таких было немного... Значительная часть детей (те, которые не выполнили задание или подошли к нему формально) говорили другое: одни - что им слишком сложно думать о целях, другие - что они ничего не хотели бы в жизни улучшить (даже плохие отметки их устраивают), а о своём будущем они и не думают. Проведённый опрос показал, что, в общем-то, уже не совсем маленькие дети (10-12 лет) впервые услышали такие вопросы и задумались о них.


Я объяснила детям, что если человек не ставит цели, то он не может раскрыть весь свой потенциал. При этом в первую очередь надо ставить высокие цели, достижение которых поможет принести пользу обществу. Добиваясь высоких, то есть общественно полезных целей, мы максимально реализовываем свои способности, поэтому и своих личных целей достигаем гораздо легче, чем когда думаем только о себе и не заботимся о других. На уроках Человековедения мы изучаем универсальные правила и законы построения гармоничных взаимоотношений, с опорой на которые и большие, и маленькие цели становятся реальными.

Я планирую использовать результаты своего небольшого исследования в дальнейшей работе, поделюсь информацией с коллегами-психологами, педагогами, администрацией школы, родителями и продолжу помогать ребятам учиться рассуждать обо всех этих важных темах - жизненных целях, главном смысле жизни, Предназначении человека, которое заключается в том, чтобы, говоря по-простому, жить по-человечески. И это то, чему детям необходимо учиться уже со школы: работать над своим характером, разрешать конфликты, заботиться о других людях, быть добрым, сильным, целеустремлённым и ответственным человеком. Ведь, по сути, это и есть главная наука в жизни!"


64 просмотра

Новости