Занятие по человековедению в школьном лагере частной школы

Павел Анохин, психолог команды "Нравственное поколение":


"Друзья, с апреля 2021 года я работаю педагогом-психологом в частной школе “Международная школа «Внуково»”, недавно меня назначили руководителем психологической службы.


Я хочу рассказать о том, каких результатов мне удаётся достигать в работе с детьми и взрослыми благодаря применению психолого-педагогического подхода “Человековедение”. Я описывал свою работу в регулярных постах для внутренних чатов нашей общественной организации. Начинаю публиковать эту серию постов.


Все имена участников описываемых событий и их другие личные данные изменены.


Будни школьного психолога.

21.06.2021


Часть 1.


Сегодня я продолжил работу с группой старших ребят, которую я веду в рамках школьного лагеря. Одна из основных тем наших занятий - тема чувств и эмоций.

Я помогаю детям распознавать, что они ощущают в тот или иной момент, и называть свои чувства.

Для тренировки этого навыка в начале каждого занятия я прошу ребят по очереди назвать два чувства или две эмоции, которые они сейчас испытывают. Детям нелегко выполнять это задание. Зачастую они описывают своё состояние словами “нормально” и “никак”, и я помогаю обозначить эмоции более точно. Например, дети говорят, что на самом деле ощущают отстранённость, безразличие или обиду, и мы разбираем, с чем это связано, нужна ли помощь. Эти эмоции, как правило, связаны с неразрешённым конфликтом в группе или в семье. А иногда "нормально" означает спокойствие, предвкушение, готовность к работе. С каждым занятием детям удаётся выражать свои чувства точнее и объёмнее.


Я провёл для группы упражнение-визуализацию "Зеркальный шар". В нём раскрывается тема многогранности каждого человека. После упражнения дети поделились своими впечатлениями. Ребятам откликнулась мысль, что каждое чувство или эмоция, каждая черта характера, каждый поступок имеют свой важный смысл, выполняют важную функцию в жизни человека.

На занятиях я рассказываю детям о смысле и значении разных чувств. В этот раз в качестве примера я объяснил одну из функций обиды: она помогает человеку почувствовать нарушение собственных психологических границ, благодаря чему он может наметить необходимые шаги, чтобы разрешить конфликт.


Темой конфликтов мы тоже занимаемся достаточно активно. Я отметил, что ребята ведут себя уже по-другому, начали поддерживать друг друга и действовать дружно, как одна команда.

Я продолжил тему командообразования и сказал, что, действуя слаженно, с заботой друг о друге и об общем деле, мы можем творить настоящие чудеса.

Я спросил ребят, происходили ли в их жизни истории, в которых, по их мнению, произошло чудо.

Ребята живо откликнулись и стали делиться историями из своей жизни. Одна девочка рассказала, как однажды чудесным образом нашла коробку с пятью котятами и щенками и её семья за короткое время смогла для каждого найти дом. Такого результата удалось достичь, потому что все в семье действовали как одна команда.

После этого рассказа все дети тянули руку, чтобы поделиться историями о своих домашних питомцах, не только весёлыми или трогательными, но и печальными, трагичными.

Я решил поддержать инициативу детей и продолжить разговор об этой теме.


Мы говорили о том, чем могут быть важны даже такие неприятные и тяжёлые воспоминания, как потеря своих любимцев, а также чем полезны чувства печали, скорби, вины, сожаления. Например, они помогают людям быть добрыми, чуткими, понимать боль других людей, сопереживать другу другу. А чувства вины, сожаления помогают нам видеть и признавать свои ошибки, чтобы в будущем поступать правильно.


Казалось бы, разговор не из лёгких, но многие дети даже после окончания занятия, хотя уже пришло время идти на обед, не хотели расставаться и описывали всё больше и больше грустных ситуаций из своей жизни и жизни своих близких. Это очередная иллюстрация того, что у детей есть огромная потребность научиться конструктивно обходиться с “тёмными сторонами жизни”.



Часть 2.


С малышами работа тоже проходила очень активно. В прошлый раз дети встречались в пятницу, и за выходные подзабыли имена друг друга, к тому же к нам присоединились новые ребята, поэтому я попросил каждого представиться, рассказать три факта о себе и назвать чувство, которое он сейчас ощущает.


Дети решили напомнить мне, что мы делали на прошлом занятии: я проводил для них упражнение-визуализацию “Экскурсия по Городу Волшебников”. Она ребятам так понравилась, что они попросили меня прочитать её ещё раз. Но я предложил рассказать им другую “сказку”, они согласились и погрузились в созерцание "Дома своей души". Дети представляли свой внутренний мир в виде образа дома. В этом упражнении-визуализации речь идёт о различных чувствах, о разных качествах характера, о взаимоотношениях с окружающими и многом другом.

Вот некоторые впечатления ребят, которыми они делились в конце занятия.

"Мой дом был серый, бетонный, а внутри него - мраморные колонны. Мне понравилось, там мне было спокойно”.

"А я не смогла войти в свой дом, так как у меня не было ключа, и я всё время стояла на пороге”.

"А я представила свои эмоции, которые были рядом со мной внутри моего дома, мы скакали все вместе на батуте и кричали: "А-а-а-а-а!"”


По-моему, эти примеры очень красочно отражают психологическое состояние современных детей. Уже с раннего возраста многие замыкаются в своём внутреннем мире, потому что только там, среди вымышленной реальности, чувствуют себя в безопасности. Конечно, всё больше детей находятся в разбалансированном состоянии и не могут управлять своими эмоциями, которые разрывают изнутри.

Очевидно, что у детей не хватает "ключей" к своему внутреннему миру, не хватает инструментов, с помощью которых они могут разрешать свои внутренние противоречия. Именно такие инструменты используются в рамках подхода "Человековедение", и дети в них очень нуждаются.


По окончании занятия, когда все по очереди делились своими впечатлениями, я сказал, что чувствую себя спокойно, воодушевлённо и рад, что у нас с детьми ещё несколько занятий впереди.

54 просмотра

Новости