Групповые и индивидуальные занятия по человековедению в школьном лагере

Павел Анохин, психолог команды "Нравственное поколение":


Друзья, с апреля 2021 года я работаю педагогом-психологом в частной школе “Международная школа «Внуково»”, недавно меня назначили руководителем психологической службы.


Я хочу рассказать о том, каких результатов мне удаётся достигать в работе с детьми и взрослыми благодаря применению психолого-педагогического подхода “Человековедение”. Я описывал свою работу в регулярных постах для внутренних чатов нашей общественной организации. Начинаю публиковать эту серию постов.


Все имена участников описываемых событий и их другие личные данные изменены.


Будни школьного психолога.

18.06.2021


Сегодня я провёл в группе малышей 5 - 8 лет упражнение-визуализацию, другими словами, я читал им под музыкальное сопровождение психологическую сказку, которая называется "Экскурсия по Городу Волшебников". Каждое место Города, то есть каждая станция маршрута, по которому дети мысленно путешествовали, соответствует определённой теме нашей программы.


Некоторые точки "маршрута" нашли у детей особенный отклик. Ребята назвали станции, на которых они хотели бы побывать в первую очередь.

1) "Переулок злости" - место, где можно конструктивно прожить обиду, гнев, вину и другие тяжёлые эмоции и чувства, а также конструктивно выразить их безопасно для себя и окружающих.

2) "Беседка" - на этой станции маршрута дети могут прожить печаль, скорбь и боль по поводу разлуки с кем-то из родных или ухода из жизни кого-то из близких. Почти половина группы попросила поскорее провести им занятие на эту тему.

3) "Детский сад" - здесь у малышей есть возможность почувствовать себя на месте взрослых - родителей и учителей. А когда на эту станцию попадают взрослые, то они могут ощутить себя на месте малышей.


После группового занятия я поработал индивидуально с девочкой Любой, ей 8 лет. Она попросила поговорить с ней, потому что в тот день ей приснился странный сон. В этом сне речь шла о её семье: маме, папе и маленьком брате, который недавно родился. Я порасспрашивал Любу обо всём: о её сне, о семье, о чувствах, которые она испытывала, когда проснулась. Люба вспомнила, что ощущала страх, волнение, удивление. Я предположил, что это могут быть эмоции, связанные с рождением братика: девочка одновременно и радуется, и беспокоится за маму, папу и брата, потому что сильно их любит. Люба согласилась. Я объяснил, что, когда рождается ребёнок, всем в семье приходится непросто, в том числе ей, ведь многое меняется - и это нормально. О таких чувствах и состояниях, как страх, беспокойство, напряжение, очень важно говорить друг с другом, но, к сожалению, такие состояния принято скрывать, замалчивать. Я рассказал девочке, что если в семье чувства и эмоции не проживают конструктивно (то есть безопасно для себя и окружающих), не говорят о них открыто, то они никуда не исчезают. Тогда самые чувствительные члены семьи, - как правило, это дети - ощущают эмоции усиленно, как будто бы за всех остальных. Люба внимательно послушала меня, со всем согласилась и на языке образов описала, как чувствует себя в семье.


Я нарисовал с её слов картинку, которую прикрепляю ниже.



Вверху слева - птица чувств, которая не может улететь из семьи (это те чувства и эмоции, которые испытывает кто-то в семье).

Внизу справа - горшок с чувствами и эмоциями, которые кто-то в семье (или каждый) держит в себе и не проявляет открыто.

Линии и второй горшочек - девочка Люба, которая остро ощущает все чувства, даже если о них в семье не говорят, и эти эмоции проявляются у Любы как будто сами собой.

Я объяснил ей, как осознавать любые свои состояния и как говорить о своих чувствах с близкими.


Работать было интересно. Люба лучше поняла, что происходит в её внутреннем мире, стала чувствовать себя спокойнее, а в дальнейшем ещё не раз обращалась ко мне, и мы продолжили работу на эту и на другие темы.


Я убеждён, что детям с самого раннего возраста нужно рассказывать о том, как устроен мир человеческих отношений, как устроен мир чувств и эмоций. Необходимо учить их справляться с любыми внутренними противоречиями, любыми трудностями и конфликтами. Для реализации этой задачи следует такую работу вести системно. Занятия по "Человековедению" требуется проводить с самого раннего возраста, начинать с детского сада, а в школе заниматься с детьми с 1 по 11 класс регулярно во время учебного года и на каникулах, например, в формате школьного лагеря.


Посты серии "Будни школьного психолога".

53 просмотра

Новости