Занятие по человековедению в 8 классе частной общеобразовательной школы


Друзья, мы начинаем выкладывать серию постов Екатерины Алексеевны Анохиной, которая с 2017 года работает педагогом-психологом в частной общеобразовательной школе "Новая школа". Екатерина Алексеевна проводит еженедельные занятия по человековедению с учениками средней и старшей школы, консультирует родителей, педагогов и детей. С сентября 2021 года Екатерина Алексеевна - классный руководитель 10-го класса.

Екатерина Алексеевна Анохина:


"В своих постах я расскажу о применении психолого-педагогической технологии "Человековедение" в ОАНО "Новая школа". Я работаю в школе с момента её открытия и за это время добилась того, чтобы учащиеся 6 - 9 классов могли изучать психологию (человековедение) в рамках спецкурсов (вариативов).

Поясню, как работает в нашей школе система спецкурсов.

По государственному стандарту образовательная программа среднего общего образования содержит обязательную и вариативную части. Обязательная часть - это заданный минимум дисциплин, который точно должен быть у каждого школьника в расписании (40 % его уроков). Но немногие знают, что 60 % предметов - вариативная часть программы. Содержание и объём этих дисциплин определяет каждая конкретная школа. Именно поэтому сейчас существуют различные спецклассы, вертикали по направлениям и профильные школы. То есть в физико-математических школах больше часов отдают для физики и математики, в гуманитарных – для общественных наук и т. д.


В нашей школе профильных классов нет, но есть возможность изучать предметы на разных уровнях (углублённом или базовом), а с 6 по 9 класс – изучать дополнительные дисциплины как раз в рамках вариативной части.

Один из уроков в неделю отдают под спецкурс по выбору детей. Ребятам каждой параллели предлагаются разные варианты - курсы по словесности, общественным наукам, математике и информатике, естественным наукам и психологии.


Учителя презентуют свой курс ученикам, и дети записываются на наиболее понравившийся вариатив. До 7 класса ребята каждый триместр выбирают новый вариативный курс. Спецкурс для 8 и 9 классов длится год.


Я рада, что благодаря моим усилиям учащимся 10 и 11 классов, посещающим психологические спецкурсы, предмет «психология» вносят в аттестат.


В нашей школе проходит обязательная проектная деятельность. В течение года ученик делает проект по любому школьному предмету с помощью своего научного руководителя, и по итогу выступает с презентацией перед учителями и другими детьми. Я помогаю ученикам 9 и 10 классов готовить проекты по психологии. Каждый год 4 – 5 детей выбирают меня научным руководителем своего психологического проекта.

Также я принимаю участие в тестировании во время набора новых детей в школу и провожу собеседования с родителями.


В течение года я координировала работу психологической службы, структурировала её работу, помогла психологам школы распределить обязанности. Я способствовала развитию в школе медиации и помогла коллегам освоить её основы. Сейчас медиацией как альтернативным методом разрешения конфликтов и споров активно пользуются дети, учителя и администрация школы. В дальнейшем я планирую посвятить один из постов рассказу о том, как это происходит.


Подробнее о школьной медиации.


В настоящее время я веду вариатив по психологии для 8 и 10 классов. Недавно меня попросили взять группу детей 5 – 7 классов (16 человек). Мы провели пока только 2 урока, о них я расскажу в следующих постах.


Сегодня я опишу занятие, которое я провела в октябре 2021 года для группы учеников из восьмых классов. С начала учебного года я провела всего несколько занятий, которые были посвящены знакомству и постановке целей на программу.

В группе 11 человек. Наши занятия проходят после учебного дня, в 16.20, и длятся 40 минут.


Программу уроков я строю исходя из запросов и потребностей детей. Назову одну из тем, которую восьмиклассники озвучивали на первых занятиях: "Как понять себя? Как понять поведение других людей?" Эти вопросы актуальны для детей и взрослых всех возрастов, а для подростков – особенно, так как те, взрослея, всё чаще задумываются о том, как разобраться в хаосе своих разнонаправленных потребностей, желаний и разрывающих изнутри эмоций. Без помощи взрослых у подростков не получается увидеть закономерности, по которым развиваются жизненные события и в соответствии с которыми происходят процессы во внутреннем мире человека.


На занятиях по человековедению дети изучают универсальные закономерности, универсальные принципы построения отношений с самим собой и окружающими. Понимание этих принципов даёт ребятам необходимую опору, систему координат, которая помогает им понять, как устроен человек, какие существуют «грани» личности (черты характера, убеждения, роли, мысли, чувства, эмоции и т. д.). Поэтому в начале программы я всегда объясняю детям принцип многогранности, который вкратце можно описать так: в каждом человеке есть все существующие в природе «грани», и необходимо научиться их осознавать, видеть в каждой из них важную функцию и применять конструктивно, то есть в тех ситуациях, где это необходимо.


На первом вводном занятии я решила дать ребятам для изучения методический материал "Структурная модель личности" и рассказала ребятам, что эта модель включает в себя три уровня потребностей, ценностей, интересов человека.


Поясню, о каких уровнях структуры личности идёт речь.


Духовно-нравственное Я “отвечает” за реализацию духовно-нравственных потребностей, ценностей и интересов человека (группы, общества). Прежде всего, это потребность в высоком служении людям, обществу в целом, потребность опираться на универсальные законам построения гармоничных взаимоотношений в своей жизни и быть в этом примером для других людей и общества.


Социокультурное Я “отвечает” за реализацию социокультурных потребностей, ценностей и интересов человека (группы, общества). Например, это потребность в общении, потребность в познании себя, других, мира, в новых знаниях, потребность в руководстве (потребность идти за лидером и поддерживать лидера), потребность руководить другими (потребность в лидерстве).


Биологическое Я “отвечает” за реализацию генетико-биологических потребностей, ценностей и интересов человека (группы, общества). Это, к примеру, потребность в осуществлении физиологических процессов жизнедеятельности, потребность в здоровье, потребность в физическом комфорте (отдых, сон, гигиена).


Каждый человек осознанно или неосознанно выбирает для себя в качестве приоритета один из уровней и (чаще всего подсознательно) составляет иерархию потребностей, ценностей и интересов, которая и определяет “стиль жизни” этого конкретного человека.


Наши занятия проходят в живом диалоге с детьми: мы рассуждаем все вместе, я прошу учеников привести примеры из своей жизни. Благодаря групповой работе я могу понять, на каких вопросах необходимо сделать акцент, что требуется прояснить или уточнить. Совместное обсуждение темы и другие интерактивные способы общения помогают преодолевать сложности в понимании материала, а на примерах из жизни, которыми ребята делятся друг с другом, им становятся понятнее изучаемые вопросы.


На этом занятии я предложила группе раздатку, в которой описала несколько ситуаций, встречающихся в жизни большинства школьников. Ребята должны были прочитать задание, проанализировать описанные ситуации и предположить, как могла бы выглядеть реакция человека, если бы он ориентировался в первую очередь на тот или иной уровень потребностей, ценностей, интересов. Сначала каждый работал индивидуально, а потом мы обсуждали результаты в общей группе.


Привожу примеры ситуаций и варианты ответов детей. Сразу уточню, что по поводу уровня «Духовно-нравственного Я» у ребят даже возник ступор, поэтому мы вместе писали возможные ответы и я давала свои комментарии и пояснения.


Ситуация 1.


На часах 23.00. Я готовлюсь ложиться спать. Мой одноклассник Вася пишет мне в WhatsApp и просит дать списать домашнюю работу по математике.


С точки зрения биологического уровня я рассуждаю так: "Уже поздно, я устал и хочу спать. Попрошу Васю поговорить об этом завтра на перемене".

Могут быть и такие мысли: "Уже поздно, я устал и хочу спать. Пожалуй, я проигнорирую просьбу Васи - сделаю вид, что не видел его сообщение".


С точки зрения социокультурного уровня я думаю так: "Вася - хороший парень. Почему бы не помочь!"

Есть и другой вариант: "Пожалуй, я дам Васе списать, а потом попрошу его дать мне списать русский язык".

Могут быть и такие мысли: "Я помогаю только своим друзьям, а с Васей я не дружу. Откажу ему".


С точки зрения духовно-нравственного уровня я рассуждаю так: "Если я просто дам Васе списать мою домашнюю работу, то я окажу ему “медвежью услугу”, ведь скоро контрольная, а он не понимает тему. Пожалуй, я предложу ему свою помощь, чтобы разобраться в этой теме завтра после уроков. А вообще Вася в последнее время не только по математике скатился на двойки и тройки. Наверное, надо выяснить, что у него случилось, и предложить свою помощь".


Ситуация 2.


На перемене мой лучший друг достаёт апельсин и собирается его съесть. Он явно не собирается со мной делиться.


С точки зрения биологического уровня мои мысли такие: "Я хочу апельсин. Попрошу со мной поделиться";

"Я хочу апельсин. Надо его отнять и съесть самому. Может быть, придётся даже применить физическую силу".

Ещё один предложенный вариант: "Я совсем не люблю апельсины. Мне всё равно. Вот если бы это был банан…"


С точки зрения социокультурного уровня я рассуждаю так: "Отнимать апельсин - неприлично. Надо заставить друга каким-то другим образом поделиться со мной." Ребята озвучили и такую версию: "Друг не предлагает мне апельсин. Это обидно! Отсяду-ка я от него подальше и покажу всем своим видом, как сильно на него обижен!"


С точки зрения духовно-нравственного уровня я думаю так: "Интересно, почему друг со мной не поделился? Может быть, он на меня за что-то обижен? Надо бы попросить его поделиться со мной апельсином, прояснить ситуацию открыто и, если нужно, разрешить наши недопонимания".


Ситуация 3.


Родители сказали, что в субботу тебе нужно посидеть с младшим братом, пока они будут заняты своими важными делами.


С позиции биологического уровня я рассуждаю так: "Я устал и хочу спать. Я хочу посвятить свой выходной только отдыху, а родители пусть сами с братом разбираются - они же его рожали".


С позиции социокультурного уровня я думаю так: "Я хочу посвятить это время общению со своими друзьями. Это моё законное право!";

Ещё я мог бы подумать: "Мне очень важны отношения в нашей семье. Я хочу, чтобы родители хорошо ко мне относились. Поэтому, хоть и нехотя, я поддержу родителей и посижу с братом". А есть и такой вариант:

"Я понимаю, что родители устали и у них много дел. Я хочу их поддержать, поэтому посижу с братом".


С позиции духовно-нравственного уровня я рассуждаю так: "Я как старшая сестра / старший брат хочу позаботится о младшем брате, о его воспитании. Подумаю-ка я, что было бы полезно и интересно нам обоим, и в итоге мы стали бы ближе! Может быть, у нас получится поговорить по душам".

 

Озвучивать мысли, относящиеся к биологическому уровню, детям удавалось достаточно легко. С социокультурным и духовно-нравственным уровнями дело обстоит сложнее. Это может быть связано с тем, что на подобные темы не принято думать и говорить. Тема непростая для понимания ещё и потому, что личность человека многие воспринимают как нечто монументальное и неделимое.

В подходе "Человековедение" изучаются различные уровни и составляющие личности. В психологии их называют субличностями (определение термина в материале «Определения понятий, относящихся к духовно-нравственной сфере»).

Для детей оказалось очень непривычной идея, что в один и тот же момент времени, в одной и той же ситуации у человека могут возникать разные, и даже порой противоречивые мысли и чувства.

Я подчеркнула, что задача каждого человека - научиться осознавать разные «части» своей личности, «быть в контакте» с ними, чтобы лучше понимать себя и других людей, а также эффективно решать все стоящие перед человеком и обществом задачи.


Одной из важнейших тем курса «Человековедение» является тема внутриличностных конфликтов. Каждому человеку необходимо разобраться в том, что они из себя представляют внутриличностные конфликты, в каких случаях они возникают и какие существуют способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Мы регулярно возвращаемся к этой теме на протяжении всей программы. Я объяснила ребятам, что, если не разрешать внутриличностные конфликты, они становятся причиной возникновения противоречий с другими людьми, то есть становятся причиной межличностных конфликтов. Важно помнить, что конфликтов не следует бояться и избегать, так как они являются неотъемлемой частью жизни. Необходимо научиться конструктивно разрешать как межличностные, так и внутриличностные конфликты.


Для подростков очень важно услышать, что в том беспорядке, который происходит в их внутреннем мире, можно разобраться. Работа в этом направлении в прямом смысле слова лечит психику детей: они учатся осознавать, что с ними происходит, понимать свои мотивы и потребности, осознавать возможные последствия своих поступков и решений.


Я очень рада, что мне удалось внедрить в нашей школе уроки "Человековедения", которые официально стоят в расписании. И хотя на данный момент эти занятия дополнительные, проводятся только по выбору детей и не являются обязательными для всех учеников, я вижу, как ребятам важны и нужны наши занятия. Около 30% детей каждой параллели стабильно выбирают "Человековедение" в своём расписании дополнительных занятий.


По моему глубокому убеждению, уроки человековедения необходимо проводить для всех детей в школе, а также запустить обучающую программу для родителей и педагогов. В этом случае все, кто отвечает за воспитательный процесс, смогут действовать в едином ключе и успешно реализовывать цели воспитания.


Я верю в то, что благодаря внедрению психолого-педагогической технологии "Человековедение" в систему образования школа сможет по-настоящему подготовить молодых людей ко взрослой жизни. Получив в школе необходимые жизненные ориентиры, выпускники будут знать, как строить гармоничные отношения в семье, с друзьями, в учебных и рабочих коллективах, а также с самим собой. Они будут уметь эффективно разрешать возникающие внутриличностные и межличностные конфликты, работать в команде, ставить высокие цели, чтобы приносить пользу окружающим и всему обществу".


Методические материалы:


"Структурная модель личности. Примеры потребностей, ценностей и интересов человека (группы, общества)"

"Определения понятий, относящихся к духовно-нравственной сфере"

"Принцип многогранности"

Упражнение-визуализация «Зеркальный шар»


Читать статью

"Проблема единого психолого-педагогического подхода

к формированию духовно-нравственных ориентиров школьников"





Читать статью

"Примирительные процедуры в школе: технология школьной медиации"

74 просмотра

Недавние посты

Смотреть все