"Наше будущее - наш выбор". Занятие 10.

Друзья, мы продолжаем серию отчётов о программе «Наше будущее – наш выбор», которую психологи нашей команды проводили в 2020 году в московском Центре поддержки семьи и детства “Планета семьи” для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.


Программу проводили Галина Сурдуляк-Серебренникова, Александр Сурдуляк-Серебренников, Татьяна Зайцева, Екатерина Анохина, Павел Анохин, Дарья Сочилина.




🟢 «Наше будущее - наш выбор». Занятие 10.

(15.02.2020)


Галина Сурдуляк-Серебренникова:


"В течение программы мы уделили большое внимание теме межличностных конфликтов, в которой невозможно разобраться без понимания того, что такое внутриличностные конфликты. На оставшихся занятиях ребята тренировались осознавать противоречия внутри собственной личности.


Семнадцатилетняя участница, которая каждый день ссорится с подругой, спорит с воспитателями и пререкается с ведущими на тренинге, призналась, что во время конфликта начинает грубить, потому что не может управлять своими эмоциями: «У меня часто бывает такое, что я хочу одновременно плакать, смеяться и ударить кого-нибудь. После наших занятий я уже легче справляюсь с такими состояниями, но мне всё ещё бывает очень плохо от себя самой».


Когда она продолжила рассуждать на тему своего внутриличностного конфликта, то поняла, что, с одной стороны, привыкла считать себя плохой, выступая в таком имидже в глазах окружающих, а с другой стороны, на нашей программе она начала задумываться о том, что ей нравится приносить пользу другим, и стала помогать воспитателям с детьми в младшей группе (куда её перевели во избежание жёстких конфликтов в подростковой группе). На занятия девочка приходила заранее и организовывала ребят, чтобы подготовить помещение к тренингу, но, когда кто-то хвалил её за помощь, привычно отвечала: «Я никому не помогаю, я ненавижу помогать! И всех ненавижу!»


Мы уже далеко не в первый раз озвучили идею о том, что внутренние противоречия приводят к конфликтам с окружающими, но эта мысль всё ещё кажется детям необычной. Мы помогли девочке назвать и признать в себе эти разные части, которые "живут" в ней одновременно: желание мстить, причинять вред и намерение проявлять себя в роли лидера и приносить пользу другим. Она сказала, что увидела нарушенную коммуникацию внутри себя, а ещё что она очень устала от конфликтов с самой собой.

В рамках уже знакомой ребятам техники развития эмоционального интеллекта она смогла конструктивно, то есть безопасно для себя и окружающих, прожить такие состояния, как смущение, истерика, протест, презрение, высокомерие, одиночество, подавленность, несправедливость. К этой работе присоединилась вся группа - каждый смог осознанно прожить свои чувства и эмоции, получив поддержку команды, и ощутить внутренний эмоциональный баланс.


Одной из участниц это упражнение давалось очень тяжело, так как, по её словам, она никогда ничего не чувствует. Девочка оказалась в ресурсном центре, потому что жила с бабушкой, но поссорилась с ней и решила уйти жить в детский дом. К сожалению, сейчас такие истории, когда дети отказываются жить в родной семье и даже подают на своих родителей в суд, не редкость. Групповая и индивидуальная работа на программе помогла девочке понять, что она неосознанно подавляет все чувства, чтобы не ощущать боль из-за потери родителей и нарушенных отношений с бабушкой.


Мы провели для неё и для всей группы упражнение-визуализацию, которая помогает гармонично прожить печаль, скорбь и боль, связанные с потерей кого-то из близких или долгой разлукой с близким человеком. Эта работа тронула всех, потому что, конечно, для каждого в группе актуальна тема разрыва с близкими. Как правило, дети, в семьях которых серьёзные конфликты или у которых разорвана связь с кем-то из близких, считают себя нелюбимыми. Мы рассказали о том, что любовь – это содержание всех отношений, она никогда не уходит из сердца, но, если отношения в семье нарушены, близкие ощущают эту любовь как напряжение, тяжесть, боль, закрывают сердце, так как не умеют справляться с такими эмоциями и не могут проявлять свою любовь открыто. А внутри, в глубине души, любовь родителей к детям, детей к родителям и всех членов семьи друг к другу есть всегда. Дети сказали, что в эту идею сложно поверить, ведь в их семьях - очень тяжёлые конфликты, но если это действительно так, то становится легче воспринимать всё происходящее.


В этот раз индивидуальные консультации проводили в рамках общей группы. Несколько ребят попросили слово и сказали о том, какие новые цели хотят поставить себе в жизни. Парень, с которым мы работали на тему агрессии (мы рассказали о нём в отчёте о 7-м занятии), поделился, что хочет стать репером и через творчество рассказывать о своём жизненной пути, чтобы помогать людям делать правильный выбор в жизни, не повторять его ошибок, о которых он теперь жалеет. А ещё он сказал о том, что своей музыкой хочет помогать людям гармонично проживать чувства и эмоции. Одна из наших любимых методик, которую мы разработали в рамках психолого-педагогического подхода «Человековедение», "Музыка сфер", помогает с помощью прослушивания и "проживания" через движения музыкальных композиций, а также с помощью анализа текстов песен проживать любые чувства и эмоции безопасно и даже с удовольствием. Мы поделились с ним нашей подборкой композиций.


Другой участник сказал, что на нашей программе ему больше всего откликнулась идея делать в жизни что-то важное для людей, и пока он не знает конкретно, что это могло бы быть, но он будет думать об этом и чувствует воодушевление. Подросток был немногословен, на программе мало рассказывал о себе, но в этот раз поделился, что хочет изменить свою жизнь, не хочет возвращаться к прошлой компании, где употреблял наркотики. И мы, и все ребята поддержали его в этом решении. Договорились на следующем занятии обсудить, какие шаги помогут ему осуществить своё новое решение".


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Материал “Конфликты. Отличие конфликта от проблемы”




117 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Новости