"Наше будущее - наш выбор". Занятие 8.

Друзья, мы продолжаем серию отчётов о программе «Наше будущее – наш выбор», которую психологи нашей команды проводили в 2020 году в московском Центре поддержки семьи и детства “Планета семьи” для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.


Программу проводили Галина Сурдуляк-Серебренникова, Александр Сурдуляк-Серебренников, Татьяна Зайцева, Екатерина Анохина, Павел Анохин, Дарья Сочилина.


🟢 «Наше будущее - наш выбор». Занятие 8.

(9.02.2020)


Галина Сурдуляк-Серебренникова:


"Занятие посвятили теме “Как быть успешным лидером (в семье, с друзьями, в группе)”: изучали “Алгоритм успешного лидерства” в рамках специального упражнения, в котором один участник осваивает Правила успешного лидерства, а остальные учатся поддерживать лидера.


Выступить в роли лидера вызвался ещё один семнадцатилетний подросток, который уже давно претендовал на роль главного в группе, но побаивался своего более агрессивного конкурента (о нём мы рассказывали в прошлом отчёте). Он сказал, что хочет научиться применять лидерские навыки в отношениях с друзьями, одноклассниками и в коллективе центра - не только со сверстниками, но и с младшими детьми, так как ещё до начала тренинга он попросил разрешения быть помощником воспитателя, чтобы помогать наводить порядок в группе.


Когда мы начали проводить занятия в «Планете семьи», мальчик находился в ресурсном центре уже несколько месяцев. Сам из российской глубинки, в московском ресурсном центре он оказался по стечению обстоятельств, когда попал в трудную жизненную ситуацию: пропала мама, которая одна воспитывала сына. Подросток учился в 10 классе, и ему разрешили посещать соседнюю школу. Он получал хорошие оценки, ходил на секцию по баскетболу и на первом тренинге сказал, что хочет стать профессиональным баскетболистом.

Он ответственно относился к нашей программе и каждый раз убеждал других ребят не пропускать занятия.


Парень поставил цель научиться формировать качества своего характера и управлять своими чувствами, поэтому его особенно заинтересовала задача стать успешным лидером для команды собственных "граней". Выполняя упражнение, он попросил о поддержке у каждого в группе. Надо сказать, что не все были готовы сразу поддержать его в роли лидера. Мальчик признался, что просить о помощи и поддержке ему было нелегко, раньше он этого в своей жизни не делал.


Другие дети тоже сказали, что просить о помощи сложно, это для них нечто новое, ведь привычнее всё делать самому, рассчитывать только на себя, а естественный и понятный способ взаимодействия с другими для них - соперничество и конкуренция. Это неудивительно, ведь в современном обществе делается большой акцент на развитии «конкурентоспособности личности», а навыку поддерживать другого человека, поддерживать лидера не учат ни в семье, ни в школе.

Обсуждали и другие причины, почему коллектив не поддерживает лидера: зачастую это происходит в тех ситуациях, когда лидер в первую очередь заботится о собственных интересах, а не о целях всей команды, а также из-за того что лидер сам не умеет поддерживать членов своей команды.


Мы сказали, что по-настоящему важные, серьёзные задачи можно успешно выполнить только в команде, без помощи и поддержки других людей не обойтись. Дети ответили, что хотели бы освоить навык просить о поддержке, научиться помогать другим, поддерживать людей. С помощью психологов у подростка получилось найти подходящие слова, дотронуться до сердца каждого и заручиться искренней поддержкой своей команды.


Когда он обращался к ребятам, то поделился, что для него очень важно разрешить конфликт в семье, из-за которого он несколько лет не общался с отчимом, братом и сестрой.

Скажу сразу, что после этого занятия он первый раз за 2 года повидался с родными. Он очень переживал и волновался, но разговор прошёл успешно, его приняли тепло, с радостью: они с отчимом помирились и договорились, что будут поддерживать отношения. В дальнейшем мальчик продолжил приезжать к ним.


На завершающем этапе упражнения ребята успешно выполнили групповое задание: "Представить название и девиз своей команды на 100 %". Смысл этого упражнения в том, чтобы помочь даже начинающему лидеру почувствовать стопроцентную поддержку команды. Если члены команды не поддерживают лидера, то человек чувствует себя плохо, теряет веру в свои силы, и может даже отказаться выступать в роли лидера, так и не раскрыв свой лидерский потенциал. Каждый участник группы увидел свою ответственность в создании дружной команды.


Друзья, напомню, что это упражнение, адаптированное для онлайн-формата, продолжает выполнять наш студент программы «Лидерство. Партнёрство. Сотрудничество». Поддержите его, пожалуйста, поддержите нас и напишите в чат «Человековедение» свой вариант названия и девиза команды нашего чата. Помогите нашему студенту почувствовать себя успешным лидером! Задача студента - собрать варианты названия и девиза команды всех участников чата. Поддержите, пожалуйста, нашего студента и нас!


Семнадцатилетний участник тренинга получил искреннюю поддержку в коллективе трудных подростков. Дети сказали, что чувствуют себя по-новому, доверия и уважения в группе стало больше.


На последнем занятии нашей программы мальчик сказал, что очень благодарен за все полученные знания и теперь хочет стать профессиональным психологом. В ресурсном центре он активно помогал воспитателям с младшими детьми, и все ребята поддерживали его в роли лидера.


Полученные в упражнении навыки помогли нашему участнику в решении ещё одной проблемы: он боялся, что после 18 лет ему придётся покинуть ресурсный центр и уехать из Москвы, бросив школу. Мы посоветовали ему попросить о поддержке директора ресурсного центра. Парень так и сделал, и его оставили в центре до конца 11 класса, чтобы он мог закончить московскую школу, а потом найти возможность остаться в Москве.


Благодаря упражнению по формированию команды ребята ощутили чувство общности и захотели продолжить групповую работу вместо индивидуальных консультаций. Дети спросили, как лидеру научиться ощущать чувство собственного достоинства, и мы рассказали, что чувство достоинства связано с целями, которые человек ставит в жизни: ощущать себя по-настоящему нужным и значимым, ощущать себя достойным членом общества можно только когда человек искренне заинтересован в других и приносит пользу людям. Эта идея была для ребят новой, и мы договорились продолжить обсуждение этой темы на следующем занятии".


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Упражнение-визуализация “Театр. Горошина”

Упражнение-визуализация “Морские звёзды”

Упражнение-визуализация “Дом твоей души”





106 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Новости