"Наше будущее - наш выбор". Занятие 6.

Друзья, мы продолжаем серию отчётов о программе «Наше будущее – наш выбор», которую психологи нашей команды проводили в 2020 году в московском Центре поддержки семьи и детства “Планета семьи” для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.


Программу проводили Галина Сурдуляк-Серебренникова, Александр Сурдуляк-Серебренников, Татьяна Зайцева, Екатерина Анохина, Павел Анохин, Дарья Сочилина.





🟢 «Наше будущее - наш выбор». Занятие 6.

(1.02.2020)


Галина Сурдуляк-Серебренникова:


“На протяжении всей программы мы много работаем с темой чувств и эмоций. На прошлом занятии дети получили творческое задание: прочитать стихотворение “Чувства человеческие” и предложить для него свой вариант названия. В этом стихотворении в символической форме представлен наш инновационный подход к работе с эмоциональным интеллектом. Ребята зачитали свои варианты заглавия и назвали чувства, которые ощущают редко или которые им совсем не знакомы: безопасность, доверие, удовлетворение, уважение, любовь, принадлежность и принятие. Ещё дети перечислили чувства, которые они часто ощущают: бессмысленность, бессилие, гнев, боль, обида, вина, печаль, скорбь и разочарование.


На каждом занятии мы повторяем ключевую идею программы: у всех чувств и эмоций, вне разделения их на “позитивные” и “негативные”, есть важный смысл, у каждого чувства есть своя особая функция. Продолжили знакомиться с функциями чувств на примере чувства гнева, которое позволяет увидеть, например, что нарушены правила в отношениях, и помогает добиться того, чтобы правила соблюдались. Для подростков оказалось неожиданным, что чувство гнева можно использовать в отношениях конструктивно.


Надо сказать, что в день нашей первой встречи с участниками программы, когда мы увидели, в каком стиле подростки общаются друг с другом и со взрослыми, мы приняли решение, что не будем мириться с их грубостью и неуважительным поведением: с первого занятия строгое соблюдение Правил стало обязательным условием участия в тренинге. Сами дети говорили, что грубое и агрессивное поведение для них - это норма, причём не только в общении друг с другом, но и со взрослыми. Ребята признались, что сомневаются, получится ли у них научиться выражать чувства гнева и обиды конструктивно, смогут ли они действовать в конфликте по-новому.


Воспитатели ресурсного центра ежедневно сталкиваются с агрессивным, неуважительным поведением детей, как, впрочем, и учителя в современной школе, и родители сегодняшних подростков. Эта проблема носит глобальный характер и требует незамедлительного решения!


В упражнении “Разговор от сердца к сердцу” мы помогли ребятам открыто, уважительно, без обвинения сказать друг другу о своих чувствах и о том, что их волнует, попросить о поддержке и предложить свою помощь. В процессе такого разговора подростки с удивлением и радостью обнаруживали, что у них получается осознавать свои чувства и выражать их таким образом, чтобы разрешать конфликты и приходить к взаимопониманию с вчерашними обидчиками.


После групповой работы подростки по традиции обратились к психологам для индивидуальных консультаций. Работали в основном в малых группах. Обсуждали, как применять полученные на программе знания и навыки в жизни после выхода из ресурсного центра.


Несколько девочек обратились к психологам с проблемой, что они делают порезы себе на руках, чтобы справиться с болью, обидой, истерикой, желанием отомстить, ненавистью, яростью, отчаянием, возникающими из-за конфликтов в семье и школе: “Все эти эмоции просто разрывают меня на части! Когда я царапаю и режу себе руки, физическая боль хотя бы на какое-то время заглушает мою внутреннюю истерику. Это всё равно не очень-то помогает, но другие способы ещё хуже. Родители и учителя меня не понимают, запрещают резаться и пугают психушкой. Что мне делать?!” Нам пришлось провести целую лекцию о смысле и функциях чувств боли, обиды, гнева и всех относящихся к ним эмоций, чтобы убедить девочек в том, что стремление избавиться от этих состояний в корне ошибочно. Мы показали несколько техник, которые позволяют проживать чувства и эмоции конструктивно, то есть безопасно для себя и окружающих. Девочкам понравились эти техники, мы договорились, что они больше не наносят себе телесных повреждений. До конца программы эту договорённость девочки соблюдали”.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Упражнение-визуализация “Зеркальный шар”




97 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Новости