"Наше будущее - наш выбор". Занятие 11

Друзья, мы продолжаем серию отчётов о программе «Наше будущее – наш выбор», которую психологи нашей команды проводили в 2020 году в московском Центре поддержки семьи и детства “Планета семьи” для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.


Программу проводили Галина Сурдуляк-Серебренникова, Александр Сурдуляк-Серебренников, Татьяна Зайцева, Екатерина Анохина, Павел Анохин, Дарья Сочилина.





🟢 «Наше будущее - наш выбор». Занятие 11.

(19.02.2020)


Галина Сурдуляк-Серебренникова:


"Тему занятия мы назвали так: "Как научиться говорить с любым человеком от сердца к сердцу. Как гармонично обходиться с тёмными сторонами жизни".

Основную часть тренинга дети тренировались искренне, уважительно и без обвинения говорить друг другу о своих чувствах. Подростки давно просили повторить это упражнение. Если честно, мы этому не удивились, потому что во всех без исключения группах, в которых мы работали на протяжении двух десятков лет, эта техника становилась одной из самых любимых и у взрослых, и у детей. Здорово, что в этот раз пришли ребята, которые пропустили это упражнение в прошлый раз.


Говорить о страхе, растерянности, обиде и злости, возникающих в конфликтах с друзьями и близкими, ребятам было непросто, но, начиная открывать сердце, подростки всё смелее шли дальше, признаваясь друг другу в своих страхах: "Я очень хочу, чтобы мама бросила пить. А вдруг я не смогу ей помочь?", "Я боюсь, что не получится помириться с родителями... бабушкой... отчимом... сестрой...", "Мне страшно, что по выходу из ресурсного центра я не смогу по-новому построить свою жизнь..."


Мы увидели, что ребята стали задумываться о проблемах других людей, почти все сказали о том, что, хотя и не показывают вида, но очень переживают друг за друга из-за сложных жизненных ситуаций, в которых они оказались. Несколько участников решили не терять времени и в процессе упражнения с помощью психологов сказать друг другу важные слова. Дети говорили о том, что им важна их дружба и они сильно расстраиваются, когда, нагрубив друг другу, ссорятся и прекращают общение, попросили друг у друга прощения и пообещали в будущем помогать друг другу не замыкаться в себе, а говорить о своих чувствах и проблемах искренне, как сегодня на упражнении.


Одно из заданий заключалось в том, чтобы озвучить, к кому и в каких ситуациях дети чувствуют благодарность. Участники не сразу смогли справиться с заданием, потому что думать и говорить на эту тему им было непривычно, многие просили помощи у ведущих. В результате у всех получилось поблагодарить друг друга за поддержку и помощь в трудных ситуациях и сказать слова благодарности своим родителям, другим членам семьи, учителям, сотрудникам центра и ведущим программы "Наше будущее - наш выбор".


Ребята сказали, что им было непросто выполнять все задания, но эта работа была для них очень важна, они лучше друг друга поняли, своей искренностью растопили сердца друг друга, многие были растроганы до слёз.


Знакомя ребят с концепцией психологического и духовно-нравственного развития личности "Человековедение", мы рассказывали им о ситуации в стране и мире, обсуждали международные конфликты и общемировые проблемы в экологии, экономике и социальной сфере. В упражнении "Разговор от сердца к сердцу" дети говорили не только о своих проблемах и трудностях в семье, но и о том, что переживают из-за сложной обстановки в мире. Мы считаем это важным достижением и значимым результатом программы.


Несмотря на то что в группе поработали глубоко и продуктивно, возникло много индивидуальных запросов. На прошлом занятии мы договорились с одним из участников поделиться своими идеями о том, какие цели он может ставить в жизни, чтобы осуществить своё решение помогать людям. Он сказал, что не может определиться с профессией и переживает по этому поводу. Мы поговорили о том, что при выборе профессии важно в первую очередь ориентироваться не на свои желания и предпочтения: «Что мне нравится делать?» - а на то, что важно для общества: «Какие в обществе есть проблемы? Чем я могу быть полезен другим людям?» Ещё мы напомнили, что, по большому счёту, какую бы сферу деятельности он ни выбрал, «самая главная в жизни профессия – быть человеком» (композиция гр. “Непоседы” - "Быть человеком": https://youtu.be/41DWBIAuQpM). Поэтому каждому молодому человеку следует прежде всего направить своё внимание на то, как устроен мир взаимоотношений, и учиться строить гармоничные отношения с людьми и самим собой. К тому же профессии в современном обществе очень быстро устаревают и одновременно появляется много новых видов деятельности. К выбору профессионального пути важно подготовиться в целом: обрести знания в школе, потом колледже или вузе, научиться ответственности и трудолюбию, воспитать в себе целеустремлённость и готовность приносить пользу обществу.


Тринадцатилетний участник, который совсем недавно попал в ресурсный центр, рассказал о конфликте в семье: его взяли из детского дома молодые приёмные родители, но не справились с проблемами в воспитании и отказались от него. Он сказал, что сильно обижен на них, чувствует несправедливость и злость. Психологи помогли мальчику увидеть свою ответственность, свою неправоту в этой ситуации: он не слушался приёмных родителей, говорил неуважительно, кричал на них за то, что заставляют его ходить в школу, запрещают курить и употреблять наркотики. Мальчик увидел, что до нашей программы не знал, как по-другому справляться с эмоциями, не знал, как разрешать конфликты, как строить отношения в семье, а главное, этого не знали его приёмные родители. По большому счёту, ни у него, ни у них не было шансов выстроить отношения по-другому. По итогу консультации он сказал, что теперь лучше понимает своих приёмных родителей, меньше обижается и очень хочет, чтобы информацию, которую мы даём на программе, знали все родители, особенно приёмные, а ещё лучше, чтобы такие программы были в каждой школе. Мы сказали ему и всем ребятам, что, участвуя в программе «Наше будущее – наш выбор», они уже помогают нам реализовывать проект "«Человековедение» – единая программа воспитания в школах, колледжах, вузах".


На следующем занятии мы запланировали провести итоговое тестирование, чтобы представить результаты программы руководству ресурсного центра, на конкурсе «Лидеры России» и всем заинтересованным лицам, которые могут способствовать внедрению психолого-педагогической технологии «Человековедение» в систему образования на государственном уровне".




109 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Новости