Главная - Инновации в психологии - Научно-методические разработки - Модель гармоничного развития человека
Модель гармоничного развития человека
-
Л. С. Выготский: “Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу” [1].
-
По Э. Эриксону основным законом развития является “эпигенетический принцип”, согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития может протекать в форме “нормативного кризиса”, который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже [2].
-
В. А. Сухомлинский: “Если на каждый душевный порыв маленького человека взрослые отвечают умно, чутко и требовательно, он сам становится умным, чутким и требовательным. Он не может спать спокойно, зная, что рядом с ним горе или зло. Мы с родителями много размышляем о том, с чего начинается настоящий человек, где огонь, на котором закаляется человеческая душа, чтобы стать несгибаемой, к каким духовным порывам надо побуждать детей, чтобы они ненавидели зло, презирали равнодушие, бессердечность. Самое главное во всём этом, по-видимому, то, чтобы главным предметом в школе было человековедение” [3].
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Ориентир на гармоничное устройство мира и человека”.
(Кризис рождения.)
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Ориентация на родительскую безусловную любовь:
“Хорошо то, чего я хочу и что мне нравится” (освоение преимущественно “базовых”
и “ресурсных” чувств и эмоций и связанных с ними аспектов взаимоотношений)”.
(Кризис новорожденности. Кризис 1 года.)
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Ориентация на эмоциональное состояние и поведение значимых близких (освоение “сигнальных”, “сущностных”, “базовых” и “ресурсных” чувств и эмоций и связанных с ними аспектов взаимоотношений)”.
(Кризис 3-х лет.)
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Стремление к комфорту и удовольствию на фоне “отрицания” страдания. Хрупкость мировосприятия”.
(Кризис 7 лет.)
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Ориентация не только на родителей, но и на менее значимых других (формирование межличностной и групповой перспективы (стремление быть “похожим на других”): другие члены семьи, друзья, класс, школа)”.
(“Безмолвный” кризис.)
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Ориентация на установленные правила и формальный порядок в обществе
(формирование общественной перспективы)”.
(Подростковый кризис. (Кризис авторитетов [10].))
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Восприятие морали как продукта общественного договора (как “социальный контракт”). Поиск и обретение единомышленников”.
(“Гормональный” кризис. Кризис образования.)
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Ориентация на собственный выбор (на собственные нравственные критерии) в освоении общепринятых законов социума (официальных и негласных: юридических, эстетических и духовно-нравственных).
Принятие, познание себя, любовь к самому себе и обретение своего места в мире”.
(Кризис самоотождествления. (Кризис “отрывания от родительских корней” [13].)).
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Потребность в самореализации через построение близких партнёрских взаимоотношений”.
(Кризис партнёрства и супружества. Кризис смысла жизни. (Кризис 30 лет.))
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Потребность в самореализации через безусловную любовь к подопечным”.
(“Скрытый” кризис: кризис родительства и кризис сексуальных отношений.)
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Воздаяние социальному окружению”.
(Кризис “среднего возраста”.)
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Ориентация на высшие законы общества (официальные и негласные - юридические, эстетические и духовно-нравственные) как на собственный выбор (на собственные нравственные критерии).
Воздаяние миру”.
(Кризис “опустевшего гнезда”.)
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Ориентация на универсальный этический (духовно-нравственный) принцип
(универсальные законы построения гармоничных отношений).
Служение Миру путём реализации своего высокого Предназначения (и Индивидуальной миссии)
на всеобщее благо”.
(Предпенсионный кризис. Кризис выхода на пенсию.)
Стадия эмоционального и морально-психологического развития
(ведущий мировоззренческий принцип человека):
“Трансформация формы бытия”.
(Кризис индивидуального существования.)
Список использованной литературы:
[1] Выготский Л. С. История развития высших психических функций. В кн.: Развитие высших психических функций. М., АПН РСФСР, 1960.
[2] Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.
[3] Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). М.: Педагогика, 1990.
[4] Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед. внутр. мира. М. : Трансперсон. институт, 1994.
[5] Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.
[6] Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Феникс,1996.
[7] Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2004.
[8] Kohlberg L. Essays on Moral Development / The Philosophy of Moral Development. Vol. I, San Francisco, CA: Harper & Row, 1981.
[9] Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1980.
[10] Nissen G. Zur Situation der Kindes- und Jugendalter in Berlin West. Berlin: Aerztek,1971.
[11] Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
[12] Пиаже Ж. Избр. психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
[13] Ильин Е. П. Психология взрослости. Спб.: Питер, 2012.
[14] Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение,1968.
[15] Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. М., 2002.
[16] Кулагина И. Ю.‚ Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Уч. пос. для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2006.
[17] Словарь практического психолога / С. Ю. Головин, 1998.
[18] Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М.: Когито-центр, 1996.