© 2017 - 2019

РОО "Нравственное поколение". 

Телефон: +7 (977) 804-93-97

+7 (977) 395-90-49

Email: info@npokoleniye.ru

105082, Москва,

ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 10, подъезд 17, офис 103 Д

  • White Vkontakte Icon

Главная - Инновации в психологии - Научно-методические разработки - Модель гармоничного развития человека

Модель гармоничного развития человека

  • Л. С. Выготский: “Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу” [1]. 

 

  • По Э. Эриксону основным законом развития является “эпигенетический принцип”, согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития может протекать в форме “нормативного кризиса”, который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже [2].

  • В. А. Сухомлинский: “Если на каждый душевный порыв маленького человека взрослые отвечают умно, чутко и требовательно, он сам становится умным, чутким и требовательным. Он не может спать спокойно, зная, что рядом с ним горе или зло. Мы с родителями много размышляем о том, с чего начинается настоящий человек, где огонь, на котором закаляется человеческая душа, чтобы стать несгибаемой, к каким духовным порывам надо побуждать детей, чтобы они ненавидели зло, презирали равнодушие, бессердечность. Самое главное во всём этом, по-видимому, то, чтобы главным предметом в школе было человековедение” [3].

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Ориентир на гармоничное устройство мира и человека”.

(Кризис рождения.)

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Ориентация на родительскую безусловную любовь:

“Хорошо то, чего я хочу и что мне нравится” (освоение преимущественно “базовых” 

и “ресурсных” чувств и эмоций и связанных с ними аспектов взаимоотношений)”. 

(Кризис новорожденности. Кризис 1 года.)

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Ориентация на эмоциональное состояние и поведение значимых близких (освоение “сигнальных”, “сущностных”, “базовых” и “ресурсных” чувств и эмоций и связанных с ними аспектов взаимоотношений)”.  

(Кризис 3-х лет.)

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Стремление к комфорту и удовольствию на фоне “отрицания” страдания. Хрупкость мировосприятия”. 

(Кризис 7 лет.)

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Ориентация не только на родителей, но и на менее значимых других (формирование межличностной и групповой перспективы (стремление быть “похожим на других”): другие члены семьи, друзья, класс, школа)”. 

(“Безмолвный” кризис.)

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Ориентация на установленные правила и формальный порядок в обществе

(формирование общественной перспективы)”. 

(Подростковый кризис. (Кризис авторитетов [10].))

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Восприятие морали как продукта общественного договора (как “социальный контракт”). Поиск и обретение единомышленников”. 

(“Гормональный” кризис.  Кризис образования.)

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Ориентация на собственный выбор (на собственные нравственные критерии) в освоении общепринятых законов социума (официальных и негласных: юридических, эстетических и духовно-нравственных). 

Принятие, познание себя, любовь к самому себе и обретение своего места в мире”.

(Кризис самоотождествления. (Кризис “отрывания от родительских корней” [13].)).

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Потребность в самореализации через построение близких партнёрских взаимоотношений”. 

(Кризис партнёрства и супружества. Кризис смысла жизни. (Кризис 30 лет.))

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Потребность в самореализации через безусловную любовь к подопечным”. 

(“Скрытый” кризис: кризис родительства и кризис сексуальных отношений.)

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Воздаяние социальному окружению”.

(Кризис “среднего возраста”.)

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Ориентация на высшие законы общества (официальные и негласные - юридические, эстетические и духовно-нравственные) как на собственный выбор (на собственные нравственные критерии).

Воздаяние миру”. 

(Кризис “опустевшего гнезда”.)

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Ориентация на универсальный этический (духовно-нравственный) принцип 

(универсальные законы построения гармоничных отношений).

 Служение Миру путём реализации своего высокого Предназначения (и Индивидуальной миссии)

на всеобщее благо”. 

(Предпенсионный кризис. Кризис выхода на пенсию.)

Стадия эмоционального и морально-психологического развития

(ведущий мировоззренческий принцип человека): 

“Трансформация формы бытия”. 

(Кризис индивидуального существования.)

Список использованной литературы:

[1] Выготский Л. С. История развития высших психических функций. В кн.: Развитие высших психических функций. М., АПН РСФСР, 1960.

[2]  Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.

[3] Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). М.: Педагогика, 1990.

[4] Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед. внутр. мира. М. : Трансперсон. институт, 1994.

[5] Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.

[6] Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Феникс,1996.

[7] Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2004.

[8] Kohlberg L. Essays on Moral Development / The Philosophy of Moral Development. Vol. I, San Francisco, CA: Harper & Row, 1981.

[9] Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1980.

[10] Nissen G. Zur Situation der Kindes- und Jugendalter in Berlin West. Berlin: Aerztek,1971.

[11] Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

[12] Пиаже Ж. Избр. психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

[13] Ильин Е. П. Психология взрослости. Спб.: Питер, 2012.

[14] Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение,1968.

[15] Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. М., 2002. 

[16] Кулагина И. Ю.‚ Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Уч. пос. для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2006.

[17] Словарь практического психолога / С. Ю. Головин, 1998.

[18] Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М.: Когито-центр, 1996.

* При цитировании материалов сайта ссылка обязательна