Главная - Проекты - Программы ДПО - Программа воспитания ценностно-смысловой сферы личности

Программа

воспитания по развитию ценностно-смысловой сферы личности: формирование навыков духовно-нравственного развития,

навыков эмоционального интеллекта, навыков сотрудничества

(работа в коллективе, навыки лидерства, поддержки лидера), коммуникативных и конфликтологических навыков подростков.

Психолого-педагогическая технология «‎Человековедение»

Основание для разработки

Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция РФ, Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”,

Семейный Кодекс РФ, Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, Указ Президента РФ “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы”, Указ Президента РФ “Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства”, Указ Президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”, Указ президента РФ от 14.05.1996 г. № 712 “Об основных направлениях государственной семейной политики”

 

Основные исполнители программы

РОО содействия инновациям в педагогике, психологии и медиации “Нравственное поколение”

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 6 недель с пролонгацией

Цель программы:

формирование навыков духовно-нравственного развития, навыков эмоционального интеллекта, коммуникативных и конфликтологических навыков подростков

 

Целевая аудитория:

подростки от 14 до 17 лет; родители (законные представители) и родственники несовершеннолетних

Основные задачи программы:

  • консультирование детей и подростков по сложным (личным, семейным, учебным) вопросам с применением психолого-педагогической технологии “Человековедение”

  • профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, проявляющегося 

      - в психоэмоциональном неблагополучии (агрессивность, тревожность, депрессивность, “комплекс жертвы” и др.), 

      - деградации ценностно-смысловых ориентаций, 

      - возникновении психофизиологических зависимостей (алкогольной, никотиновой, наркотической, компьютерной и др.), 

      - противоправном поведении, 

      - суицидальном и рискованном поведении и др.

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности и формирование у подростков универсальных экзистенциальных навыков, таких, как 

      - навыки духовно-нравственного развития (формирование целостного мировоззрения, развитие смысложизненных 

        ориентаций, воспитание гармоничного характера),

      - навыки рефлексии, эмоционального интеллекта, коммуникативные и конфликтологические навыки, 

      - навыки целеустремлённости, ответственности, сотрудничества, саморазвития, стрессоустойчивости, 

      - навыки работы в коллективе, команде, навыки лидерства и поддержки лидера,

      - навыки построения гармоничных семейных и дружеских взаимоотношений

  • информирование родителей (законных представителей) о значении гармоничного формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка в процессе воспитания

Основные мероприятия программы

  • групповые тренинги с несовершеннолетними: 1-2 раза в неделю

  • совместные групповые тренинги с подростками и их родителями (законными представителями)1 раз в неделю

  • индивидуальное консультирование подростков и их родителей (законных представителей)1-2 раза в неделю

Этапы реализации программы

  • диагностический этап

  • реализация тренинговой формы программы с применением психолого-педагогической технологии “Человековедение”

  • психологическое консультирование подростков и их родителей (законных представителей) с применением психолого-педагогической технологии “Человековедение”

  • анализ эффективности работы: контрольное тестирование, опрос

Ожидаемые результаты выполнения программы

  • знакомство подростков с ценностно-смысловой сферой личности 

  • понимание необходимости духовно-нравственного развития

  • формирование навыка целеполагания 

  • знакомство с медиативным подходом в разрешении конфликтов 

  • осознание собственной ответственности в отношениях с другими людьми (в семье, школе и др.) 

  • знакомство с основами формирования коммуникативной компетенции 

Актуальность проблемы

 

Проблема формирования ценностно-смысловой сферы подростков остаётся одной из самых сложных, противоречивых проблем в современном обществе. 

Задача духовно-нравственного развития личности была сформулирована в Законе “Об образовании в РФ” в 2007 г., во ФГОС в 2009 г., но сегодня, в 2020 г., проблема духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, которой на протяжении многих лет занимаются специалисты, далека от разрешения, принимаемые для выполнения этой задачи меры нельзя считать эффективными и исчерпывающими.

В современном российском обществе остро стоят проблемы в подростковой и молодёжной среде: криминализация подростков и молодёжи, рост агрессивных тенденций и распространение экстремизма, инфантилизация молодёжи, отношение к Родине (по результатам проведённого в 2018 г. исследования центра непрерывного образования РАНХиГС, 50 % молодых людей готовы уехать в другую страну на ПМЖ с целью улучшить экономические условия своей жизни), рост числа аффективных расстройств (тревожность, депрессия и др. в студенческой популяции достигают 20 – 30 %), проблема взаимоотношения полов (отвечая на вопрос об отношении к однополым союзам, менее 20 % респондентов назвали их недопустимыми, более 60 % опрошенных молодых людей считают их противоестественными, но допустимыми), утрата значимости семейных ценностей (всё чаще брак перестаёт быть законной формой семейных отношений, а живущие вместе (сожительствующие) молодые люди не ставят своей целью рождение и воспитание ребёнка; при том, что абсолютное большинство разводов происходят в возрасте от 18 до 35 лет, статистика разводов в России в 2017 г. - 83 %, а по некоторым регионам - до 112 %).

Нам представляется, что именно духовно-нравственная сфера является ключевым аспектом, определяющим функционирование и социокультурной, и материально-биологической составляющей личности и общества, а отсутствие целенаправленной работы в сфере духовно-нравственного развития и воспитания подрастающих поколений приводит к таким последствиям, как несформированность духовно-нравственной сферы, неблагополучное психоэмоциональное состояние, девиантное поведение и др. 

 Несмотря на то, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны заложить основы не только физического, интеллектуального, но и нравственного развития личности ребёнка, очевидно, что семья не справляется с задачей духовно-нравственного воспитания.

Поэтому для эффективного разрешения вышеперечисленных проблем необходимо задачу формирования духовно-нравственной сферы подрастающих поколений обозначить и решать как приоритетную на уровне общественных институтов, научного сообщества и государственном уровне. Таким образом, речь идёт о необходимости целостного осмысления системы духовно-нравственного развития и воспитания детей, подростков и молодёжи в обществе.

Идея о необходимости работы по формированию системы ценностей детей и подростков отражена в  методологической основе разработки и реализации ФГОС - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: “Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью... Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы”.

Специализированная работа с подростками в рамках программы “Наше будущее - наш выбор”, ориентированная на их знакомство с темой осознанного духовно-нравственного развития, разработана для изменения ситуации во внутреннем мире личности ребёнка относительно осмысленности своих жизненных целей и уровня этих целей, повышения осознанности, появления в системе персональных ценностей детей и родителей идеи о необходимости духовно-нравственного развития личности и общества. Данная программа направлена в первую очередь на развитие ценностно-смысловой сферы личности, что позволит работу по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, развитию навыков эмоционального интеллекта, коммуникативных и конфликтологических навыков подростков сделать более эффективной.

Принципы работы по программе:

  • гуманизм, ненасильственное взаимодействие, свободный выбор;

  • комплексность, системность, последовательность;

  • медиативный подход.

 

 Основные методы работы:

  • психологические тренинги;

  • беседы;

  • мини-лекции;

  • групповые упражнения;

  • анализ конкретных ситуаций;

  • рефлексия;

  • групповые дискуссии;

  • ролевые игры;

  • консультирование.

Психодиагностический мониторинг

Психологическая диагностика в полном объёме проводится до начала реализации программы и по её окончании.

Цель комплексной диагностики – изучение ценностно-смысловой сферы подростков (системы ценностей, смысложизненных ориентиров, мотивационной сферы, личностной направленности) и их психологического состояния (уровня развития эмоционального интеллекта, уровня тревожности, уровня агрессивности).

Диагностический инструментарий 

по изучению ценностно-смысловой сферы и психологического состояния личности подростка

 

Комплексное психологическое обследование подростков проводится с применением психологических методик, представленных в таблице.

Методика “Диагностика отношения к жизненным ценностям” Т. А. Фалькович позволяет выявить уровень отношения подростков к жизненным ценностям, определить уровень сформированности ценностно-смысловой сферы.

 

Методика “Изучение ценностных ориентаций учащихся 5 – 6 кл. «Волшебник»” В. И. Петровой в модификации Д. А. Тулинова позволяет определить, какой вид личностной направленности личности преобладает у подростков: направленность на самого себя, на своё ближайшее окружение или на общество и мир в целом. Данный тест используется для изучения динамики изменения ценностной и мотивационной сфер личности.

 

Методика “Диагностика интерактивной направленности личности” Н. Е. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина позволяет определить доминирующий тип мотивации личности во взаимодействии с другими людьми и степень выраженности каждого из трёх видов направленности личности:

1) ориентация на личные (эгоистические) интересы, связанная с преобладанием мотивов собственного благополучия и игнорированием интересов и ценностей других людей;

2) ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми, обусловленная потребностью в поддержании конструктивных отношений с другими;

3) маргинальная ориентация, выраженная в импульсивности поведения и склонности подчиняться обстоятельствам.

 

Методика “Система жизненных смыслов” В. Ю. Котлякова направлена на исследование ценностно-смысловой сферы личности, позволяет выявить иерархию жизненных смыслов подростков. Методика позволяет оценить представленность разных смысловых категорий в индивидуальной системе жизненных смыслов.  Жизненные смыслы могут быть отнесены к альтруистическим, экзистенциальным, эгоцентрическим, гедонистическим, статусным, коммуникативным, семейным и смыслам самореализации. Кроме того, тест позволяет оценить, какое значение имеет каждая из этих категорий в жизни подростка: является ли она ведущей, нейтральной или игнорируемой в представлении испытуемого. Данный тест применяется для оценки значимости тех или иных смысловых категорий в представлении подростков до и после программы.

 

Методика “Шкала явной тревожности” Дж. Тейлор (адаптация для подростков А. М. Прихожан) позволяет выявить уровень тревожности как хронического переживания психического или соматического напряжения, проявляющегося в усталости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней скованности, склонности даже по незначительным поводам испытывать приступы сильного страха и беспокойства. Кроме того, с помощью данной методики можно определить степень межличностного напряжения, уровень общего беспокойства, исследовать самооценку подростков, а также исследовать влияние уровня тревожности на вегетативные реакции и здоровье. 

 

Методика “Эмоциональный интеллект” Д. В. Люсина позволяет выявить уровень развития эмоционального интеллекта по четырём параметрам:

-способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (межличностный эмоциональный интеллект);

-способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими (внутриличностный эмоциональный интеллект);

-способность к пониманию своих и чужих эмоций;

-способность к управлению своими и чужими эмоциями.

 

“Опросник Басса-Дарки” направлен на определение уровня агрессивности подростков, выявляет деструктивные тенденции в межличностных взаимоотношениях, а также враждебность, проявляющуюся в негативной оценке  лиц и событий. Опросник позволяет выявить следующие виды реакций:

  • физическая агрессия,

  • косвенная агрессия (направленная на другое лицо или  ни на кого не направленная),

  • раздражение (вспыльчивость, грубость),

  • негативизм (оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов),

  • обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия),

  • подозрительность (от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред),

  • вербальная агрессия,

  • чувство вины (убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что своими поступками приносит зло, а также ощущаемые им угрызения совести).

 

Основное назначение методики “Шкала базисных убеждений” Р. Янофф-Бульман в адаптации М. А. Падуна и А. В. Котельниковой – психологическая диагностика лиц, переживших психическую травму, предположительно находящихся в состоянии депрессии. Опросник разработан в рамках когнитивной концепции базисных убеждений личности, в соответствии с которой под влиянием перенесённых личностью травматических событий формируются искажённые представления о мире и о себе. Методика позволяет выделить наиболее проблемные области ценностно-смысловой сферы, коррекция которых возможна в процессе тренинговой работы.

Тест позволяет выявить убеждения, касающиеся отношения к миру, к окружающим людям и к самому себе:

1) общее отношение к благосклонности (безопасности) / враждебности  мира и окружающих людей;

2) общее отношение к осмысленности мира, справедливости событий и контролируемости мира;

3) убеждение относительно собственной ценности и способности управления событиями собственной жизни.

 

План проведения психологического группового тренинга

по формированию навыков духовно-нравственного развития, навыков эмоционального интеллекта,

коммуникативных и конфликтологических навыков подростков

Темы занятий:

1. Знакомство. Правила работы в группе.

Ценностно-смысловая сфера личности. Личностные и духовно-нравственные ресурсы человека.

Предназначение и индивидуальная Миссия каждого человека.

 

2. Законы и правила построения взаимоотношений.

Универсальные законы построения гармоничных отношений, основанные на общечеловеческих ценностях.

Законы (правила, нормы, традиции), существующие в различных социальных системах.

Биологические законы самосохранения, сохранения рода, сохранения вида.

3. Структура психики человека. Триединая система мозга.

“Защита”, “адаптация”, “сотрудничество”.

 

4. Многогранность человека. Значение и функции различных “граней” (качеств, черт характера, чувств, эмоций, мыслей, поступков, черт внешности и т.д.) в человеке.

 

5. Эмоции и чувства.

Роль и функции чувств и эмоций в жизни человека вне разделения чувств и эмоций на “позитивные” и “негативные”.

Способы конструктивного проживания и выражения чувств и эмоций.

Семиэтапный цикл реализации процесса межличностных / внутриличностных взаимоотношений.

 

6. Конфликт как эффективный инструмент для улучшения отношений. Медиативный подход. Принцип сотрудничества в отношениях.

 

7. “Модель гармоничного развития человека”: возрастные этапы развития человека, принципы выбора жизненных целей и направлений жизнедеятельности в соответствии с особенностями каждого возрастного периода.

 

8. Психосоматика. Психологическая работа с физическими заболеваниями, зависимостями, стрессом.

Комплекс психофизических упражнений.

 

9. Ответственность. Команда. Лидерство. Поддержка лидера. Целеполагание. Коммуникативные навыки.

 

10. Гармоничная семья. Детско-родительские отношения.

Психология отношений с противоположным полом.

 

11. Общество и человек. Глобальные мировые вопросы и проблемы. Патриотизм. Толерантность.

Профессиональное самоопределение.

Основы экологической культуры.

 

12. Подведение итогов.

Литература

 

  1. Авраменко К. Б., Аноцька С. В. Проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 116-117

  2. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. No3. С.5-17.

  3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001.

  4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., Просвещение, 1968.

  5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. — В кн.: Развитие высших психических функций. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

  6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 26 с.

  7. Дьячкова М. А. Общечеловеческие ценности как основа нравственного воспитания / М. А. Дьячкова // Философия права и права человека: сборник научных статей.  Екатеринбург : Макс-Инфо, 2015.  С. 85-89.

  8. Елдынова Н. Д. Изучение ценностных ориентаций подростков. Сборник диагностических методик. - В: ГБОУ СПО Валуйский колледж, 2013. - 53 с.

  9. Еникополов С. Н. Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990.

  10. Ильин Е. П. Психология взрослости. - Спб.: Питер, 2012.

  11. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

  12. Клячко Т., Семионова Е. Трудовая миграция: взгляд молодежи // Экономическое развитие России. 2018. №12. URL: https://cyberleninka.ru

  13. Костюк Ю. А. Феномен духовности и его место в развитии акмеологии // Акмеология. 2012. № 4 (44). - С. 90-94.

  14. Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.

  15. Кулагина И. Ю.‚ Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Уч. пос. для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  16. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. - С. 2–23.

  17. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. - 487 с.

  18. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие. СПбГУП, 2000. - 508 с.

  19. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс] // Навыки будущего. 2017. - 93 с. URL: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf

  20. Люсин Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям // под ред.: Люсин Д. В., Ушаков Д. В. М: Институт психологии РАН, 2009. - 351 с.

  21. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. - 425 с.

  22. Матушкина М. В. Представления современной молодежи о браке и семье // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017.

  23. Падун М. А., Котельникова А. В. Методика исследования базисных убеждений личности. Лаборатория психологии и психотерапии посттравматического стресса ИПРАН, Москва. 2007.

  24. Пиаже Ж. Избр. психологические труды. М. Просвещение, 1969.

  25. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

  26. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация. Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» 2011-1.URL: http://psyedu.ru/journal/2011/1/2060.phtml

  27. Статистика разводов в России URL: https://blogs.elenasmodels.com/ru/razvody-v-rossii/

  28. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В.,  Толстоухова Н.С. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. - М: Изд-во ВАКО, 2006. - 256 с.

  29. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 339 с.

  30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - C. 107–124.

  31. Чуев С. В. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления. - М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - 131 с.

  32. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - Москва: Педагогика, 1989.

  33. Эриксон Э. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000.

© 2017 - 2020

РОО "Нравственное поколение". 

Телефон: +7 (977) 804-93-97

+7 (977) 395-90-49

Email: info@npokoleniye.ru

105082, Москва,

ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 10, подъезд 17, офис 103 Д

  • White Vkontakte Icon