Новости организации

Кейс: работа с семьёй, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (ч.4)

Продолжаем серию статей о применении психолого-педагогического подхода “Человековедение” в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Александр Сурдуляк-Серебренников, заместитель директора РОО “Нравственное поколение”, психолог, медиатор, в 2020 - 2021 гг. работал в московской Службе медиации Центра поддержки семьи и детства “Планета Семьи”. Статьи опубликованы в 2020 году, на данный момент Александр работает психологом в компании “Теледоктор 24” Европейской Юридической Службы.

В этой статье я завершу описание кейса, в котором речь идёт о мальчике, отказавшемся ходить в школу.

Напомню, это дело поручила мне Комиссия по делам несовершеннолетних, работа с семьёй проводилась по телефону с марта по сентябрь 2020 года. Ребёнка должны были оставить на второй год во второй раз. Мы с Галиной проделали огромную работу, создали воспитательную команду, в которую входили родители мальчика, учителя, репетиторы, администрация школы, КДН. Всё лето парень занимался по программе 8-го класса для получения аттестации. Много конфликтов было разрешено в процессе работы. Отец кардинально поменял свой подход в воспитании сына, ответственно выполнял все наши инструкции.

В начале августа 2020 года отец мальчика прошёл двухдневную тренинговую программу "Все грани взаимоотношений", которую проводила Галина Сурдуляк-Серебренникова с участием коллектива РОО содействия инновациям в педагогике, психологии и медиации "Нравственное поколение". На тренинге ситуация рассматривалась в контексте взаимоотношений в семейной системе, а также в контексте взаимоотношений членов семьи с социумом.

После того как отец посмотрел на происходящие в семье процессы под другим углом, его отношения с сыном получили ещё один мощный импульс и между ними возникло какое-то особое доверие и взаимопонимание. Они вдвоём даже навестили деда (прадеда мальчика), два года внук отказывался ехать к дедушке, и вот они встретились и тепло пообщались.

Все конфликты и вопросы по учёбе теперь решались в рабочем порядке, моего участия требовалось всё меньше.

31 августа мальчик написал мне по поводу того, что боится первого школьного дня и дальнейших событий. Я предложил ему созвониться и всё обсудить. Наша консультация длилась не больше двадцати минут. Подросток сказал, что переживает, как всё будет происходить, ведь он, получается, теперь старше своих новых одноклассников и придётся как-то объяснять им причину своего отставания, почему в школу не ходил, почему решил вернуться. Ещё он волнуется по поводу успеваемости - сможет ли он, осваивая программу 9-го класса, одновременно сдать задолженности по всем предметам за 8-й класс. И если что-то не будет получаться, не станут ли ребята смеяться над ним и презирать его?

Я сказал парню, что он в силах повлиять на ситуацию: "Так как ты старше своих одноклассников, ты можешь стать для них авторитетным человеком, к мнению которого они будут прислушиваться. В построении отношений открытая позиция самая эффективная. Скажи как есть: у тебя была тяжёлая ситуация в семье, из-за чего ты перешёл на домашнее обучение и год вообще не учился, но смог преодолеть все трудности. Ты изменил своё отношение к родителям, учёбе, школе, учителям, пересмотрел свои взгляды на многие темы, многое понял, трансформировал свой характер и поставил цели. Теперь ты принял решение получить аттестацию за 8-й и 9-й классы, сдать ОГЭ и в дальнейшем получить среднее образование, а может, и высшее. Благодаря этой ситуации у тебя есть опыт преодоления серьёзных межличностных и внутриличностных конфликтов, который тебе очень пригодится в жизни и которым ты готов поделиться с другими".

Я добавил, что ребята обязательно откликнутся на его честность и воспримут с уважением его решение ответственно относиться к учёбе. Он сможет заручиться искренней поддержкой одноклассников и стать настоящим лидером, тем более что правила успешного лидерства ему знакомы не понаслышке: в последние полгода, участвуя в работе воспитательной команды проекта "Возвращение в школу", мальчик выступал и в роли лидера, и в роли члена команды, поддерживая других лидеров - отца, учителей, психолога.

Мой юный клиент сказал, что он всё понял, чувствует себя уверенно и даже воодушевлённо накануне первого сентября. Он поблагодарил меня, и мы попрощались. Вечером 1-го сентября он написал, что первый день прошёл хорошо.

Публикую нашу переписку с мальчиком и его отцом 31 августа - 1 сентября. Орфография и пунктуация участников переписки сохранены.

Переписка с мальчиком.


31.08.2020

Мальчик: "Простите что пишу так поздно, я сейчас подумал о том как я пойду в школу и у меня просто паника, я боюсь туда идти я боюсь там встретить своих бывших одноклассников и боюсь осуждения у меня просто ужасный страх к тем кто в школе. Я боюсь опять начать пропускать. Что мне делать? Я не хочу подводить отца и сводить все на ноль".

Александр Валентинович: "Привет! Я тебя услышал. То, что с тобой происходит, это адекватно ситуации. Здесь нужна правильная настройка. Я сегодня тебе позвоню, и мы все эти вопросы обговорим".

01.09.2020 (После консультации с мальчиком.)

А. В.: “Доброе утро!
Сегодня важный день, мы все хорошо потрудились, ты молодец. Желаю тебе удачи и верю, что ты со всеми трудностями справишься. Помни, что у тебя много помощников и ты на нас можешь рассчитывать”.

М.: "Спасибо!"

М.: "Все прошло просто офигенно. С меня просто будто спал груз накопившийся за год. Я чувствую себя отлично и бодро, осознавая что мне не составит проблем ходить в школу в нормальный коллектив и жить без проблем".

М.: "При этом я еще и график распланировал чтобы совмещать игру с командой и учебу".

М.: "Я очень благодарен что вы дали мотивацию мне готовится и пойти в школу".

А. В.: "Я счастлив и горжусь тобой! И твоим папой!"

А. В.: "Мы команда”.

М.: "Сто процентов”.


Переписка с отцом мальчика.


31.08.2020

Александр Валентинович: "Завтра будет какая-нибудь линейка? Вы пойдёте в школу вместе?
Это было бы хорошо".

Отец: "Да, конечно, я пойду проводить, но у них будет видеолинейка по классам. Вход в школу даже разделен для разных классов".

А. В.: "Сфоткай там его. Пришли фотки, посмотрим с Галиной”.

01.09.2020

О.: "Сын вернулся из школы. В хорошем настроении. ”

О.: "Фотку он не дал сделать. Шмыгнул в подъезд школы и был таков".

А. В.: "Ничего. Главное, что он в школе.
Поздравляю, мы это сделали!
Сообщи маме.
Классной позвони сегодня обязательно, узнай, что, как”.

А. В.: "Напиши, когда сможешь, поподробнее, как всё прошло”.

О.: "Сейчас ездили с сыном пообедали в макдоналдсе и погуляли в парке. В первый раз за лето согласился со мной куда-то пойти. Рассказал, что он отвечал чуть-ли не единственный из класса на литературе, воодушевлен. С ребятами пообщался, ему нравится класс”.

О.: "Я ему сказал, что надеялся в душе, что так будет, но не рассчитывал, поэтому он меня очень порадовал этим. Я ему как-то говорил, что такой вариант возможен, что он будет на хорошем счету, потому что занимался летом. Сказал ему, что нужно ловить момент, и зарабатывать репутацию у учителей, получать хорошие оценки”.

А. В.: "Отлично! 🙏👍 Ты написал сегодня маме, как всё прошло?”

О.: "Я писал, что он вышел в школу, и все пока хорошо".

_____

Александр Сурдуляк-Серебренников

Через неделю позвонил отец мальчика и с радостью рассказал, что сын ходит в школу с удовольствием, на уроках тянет руку, учителя им довольны, с ребятами нашёл общий язык. Аттестация за 8-й класс назначена на ноябрь. Распорядок дня подросток соблюдает и добровольно ограничивает себя в компьютерных играх, чтобы успевать делать уроки. Я поздравил отца и сына с достигнутым результатом, предложил обращаться ко мне в случае необходимости, но, по сути, попрощался с ними как с клиентами: "Я вижу, что дальше вы справитесь с ситуацией самостоятельно". Отец поблагодарил меня, я тоже поблагодарил их обоих за сотрудничество, которое оказалось столь плодотворным.

Через несколько месяцев, 26.05.21, отец мальчика позвонил, чтобы поблагодарить нас. Он сообщил, что сын допущен к сдаче ОГЭ. Сказал, что в последний месяц он вообще сильно активизировался в учёбе и всё идёт хорошо.

Просил передать привет всем ребятам и особенно Галине. На следующий день он написал мне: “Большое спасибо, Александр Валентинович, вам, и вашей команде за помощь. Сын сегодня сдал последний экзамен ОГЭ. В последнее время он стал думать о получении высшего образования, почувствовал свои силы. Его сочинения и изложения читают вслух классу, и он помогал готовиться к экзамену своему другу, после чего тот написал сочинение на хорошую оценку. Также он рассказывал, что у них в классе была беседа, в ходе которой он делился с одноклассниками мыслями по поводу анализа текста и написания сочинений”.

Я ответил: “Я очень рад. Рассказал ребятам и Галине, все очень обрадовались. Передают вам с сыном большой привет!
Мы на связи”.

Он ответил: “Всем тоже привет, и благодарность. Никогда не забуду, что вы сделали для нашей семьи!”
Занятия по человековедению