© 2017 - 2019

РОО "Нравственное поколение". 

Телефон: +7 (977) 804-93-97

+7 (977) 395-90-49

Email: info@npokoleniye.ru

105082, Москва,

ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 10, подъезд 17, офис 103 Д

  • White Vkontakte Icon

Главная - Инновации в психологии - Научно-методические разработки - 17 шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны

17 шагов в разрешении конфликта

с участием третьей стороны

1. Прекратите борьбу с оппонентом. Оцените возможные непосредственные и перспективные негативные последствия конфликта для себя. “Я понимаю, что путём борьбы мне не удастся защитить свои интересы, потому что мой оппонент, защищая свои интересы, будет снова и снова наносить ущерб мне”.

 

2. Внутренне согласитесь с тем, что “из двух ссорящихся более не прав тот, кто умнее” (Гёте). “Трудно ждать инициативы от этого упрямого оппонента. Гораздо реальнее мне взять на себя инициативу по разрешению ситуации и самому изменить своё поведение в конфликте, с тем чтобы мои действия побудили оппонента тоже сделать шаг навстречу для решения проблемы”.

  

3. Приведите в порядок эмоции и чувства. “Я принимаю решение минимизировать мои “негативные” эмоции по отношению к оппоненту, а также найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне”.

 

4. Настройтесь на то, что потребуются определённые усилия для решения проблемы путём сотрудничества. “Я понимаю, что наш конфликт вряд ли разрешится сам собой, поэтому я принимаю решение найти время и приложить усилия для разрешения ситуации”.

 

5. Признайте право оппонента преследовать свои интересы в конфликте. “То, что он отстаивает свои интересы, так же естественно, как и защита мною собственных интересов”.

 

6. Оцените суть конфликта из роли нейтрального наблюдателя. “Я хочу посмотреть на наш конфликт как бы со стороны, для этого я мысленно выхожу из конфликтной ситуации и представляю, что точно такой же конфликт происходит в другом коллективе. В нём участвуют мой “двойник” и “двойник” оппонента. 

Моя цель - увидеть сильные стороны, частичную правоту в позиции двойника оппонента и слабые стороны и частичную неправоту в позиции моего двойника”.

 

7. Выявите, каковы истинные интересы и потребности оппонента в этом конфликте. “Я хочу понять, чего он, в конечном счёте, хочет добиться, увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть”.

 

8. Определите основные опасения оппонента, выявить, какой возможный ущерб для себя оппонент старается предотвратить. “Я хочу понять, что он боится потерять”. 

 

9. Отделите саму проблему от конфликтного взаимодействия людей. “Я хочу понять, в чём главная причина нашего конфликта, если не учитывать наши с оппонентом индивидуальные особенности”.

 

10. Продумайте и разработайте программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учётом не только собственных интересов, но и интересов оппонента. Подготовьте 3 - 4 варианта решения проблемы.

“Я понимаю, что игнорирование интересов оппонента сделает программу разрешения конфликта благим пожеланием”. 

 

11. Продумайте и разработайте программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Подготовьте 3 - 4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта.

“Практика показывает, что смягчение конфликта, снижение остроты взаимодействия создают хорошую основу для последующего разрешения противоречия”.

 

12. Определите (насколько это возможно) объективные критерии разрешения конфликта.

 

13. Спрогнозируйте возможные ответные действия оппонента и свои реакции на них по мере развития конфликта.

 “Чем лучше прогноз на развитие ситуации, тем меньше потери обеих сторон в конфликте. Если верен мой прогноз развития нашего конфликта, моё поведение будет более конструктивным, т.к. я буду подготовлен”. 

 

14. Проведите открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта. 

Логика разговора может быть следующей:

 - “конфликт нам невыгоден: работать и жить придётся вместе, поэтому лучше помогать, а не вредить друг другу”;

 - “предлагаю прекратить борьбу и обсудить, как мирно решить проблему”;

 - признайте свои ошибки, приведшие к конфликту;

- сделайте уступки оппоненту в части того, что для вас в данной ситуации не является главным (является несущественным);

 - в мягкой форме выскажите пожелание об уступках со стороны оппонента и аргументируйте своё предложение;

 - обсудите взаимные уступки (шаги навстречу друг другу);

 - полностью или частично разрешите конфликт;

 - если разговор не удался, не обостряйте ситуацию, а предложите вернуться к обсуждению проблемы ещё раз через 2 - 3 дня.

 

Решение, принятое на основе предложенной техники, несёт в себе конструктивную составляющую, а главное, позволяет уйти от противодействия и разрешать противоречие, продвигаясь к обоюдному согласию путём постепенного сближения.

 

15. Сделайте необходимые для разрешения конфликта шаги, корректируя и тактику, и стратегию своего поведения в соответствии с конкретной ситуацией. “Я понимаю, что лучшим завершением нашего конфликта будет договорённость о продолжении наших отношений и, возможно, нашего сотрудничества в будущем.”

 

16. Ещё раз оцените свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определите, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.

 

17. Оцените поведение других участников конфликта.

“Я понимаю, что конфликт сам по себе тестирует людей и выявляет те особенности отношений и взаимодействий, которые до этого были скрыты. Я хочу разобраться в мотивации тех, кто поддерживал меня или оппонента, для того чтобы в этой ситуации и в других конфликтных ситуациях в будущем, опираясь на полученный в данном взаимодействии опыт и знания, выстраивать максимально конструктивно отношения как с партнёрами, так и с оппонентами, что позволит облегчить для обеих сторон процесс протекания конфликта, а возможно, и предотвратить возникновение некоторых из них”.

Составлено по материалам учебного пособия Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. М.: Проспект, 2015.